Меню Закрыть

ГГМ. Первым делом самолёты…

История аэродрома, в контексте Гальяно-Горбуновского массива, не представляет из себя развёрнутой сюжетной линии: аэродром это одна история, а ГГМ – другая. Если не сказать больше, — новостройки на южной стороне Тагила невольно покусились на владения гальянского аэроклуба и тем самым в 1974 году прервали его местное существование.  Хотя, если честно, мы наверняка не знаем, были ли какие-то дебаты и прения в администрации насчёт лётного поля, когда решено было строить на удобной площадке будущий район. Или всё-таки судьба аэродрома была предрешена по каким-то своим причинам задолго до этого, и вопрос отпал сам собой в рабочем формате? Для обывателя вопрос звучит гораздо уже: где был на новой Гальянке аэродром, был ли он здесь вообще. Понятно, что я говорю о категории горожан не сведущих и не озабоченных глубокими краеведческими изысканиями, но при этом не совсем равнодушных к фактологии родного края. Я не буду занимать территорию серьезных исследователей (на сегодняшний день они достаточно подробно осветили этот вопрос). Я ограничусь только фото-экскурсией, да попытаюсь уточнить местоположение аэродрома в официальных границах (которые на данный момент для публики, что я представляю и к которой сам отношусь, так и остаются неясными). Чтобы решить эту задачу как можно полнее, прибегнем к помощи аэро-космических снимков и топографических карт разных лет.

Маловысотная эрофотосъёмка гальянской взлётно-посадочной площадки (из архива Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, 1960-е). Благодаря этой, чудом сохранившейся фотографии мы можем сегодня сориентироваться на местности почти со 100% точностью (тем более имея такую привязку, как возвышающаяся вдалеке, школа №90). Надо понимать, что такие снимки, как правило, являлись частной инициативой, за которую могли в те годы серьёзно наказать. И это не голословное утверждение: существовала должностная инструкция, в которой содержались на этот счёт конкретные запретительные пункты, звучащие достаточно грозно. Если сюда ещё добавить историю об американской разведывательной операции Пауэрса, самолёт которого, сбили в приснопамятном 1960-ом году под… Свердловском, такие ограничения будут выглядеть далёкими от шуток. Зачем-то же, он летел в сторону Тагила?! Именно поэтому, я говорю о чуде. В начале 70-х мне подарили пару таких же фоток городского побережья в районе пляжа, с резонным предостережением спрятать их подальше. К сожалению, эти снимки у меня не сохранились: то ли просто затерялись во времени, то ли я сам благоразумно избавился от них «на всякий случай».

 

Снимок со спутника картографического сервиса «Google Maps», развёрнутый фактически в тот же самый ракурс, позволяет нам определиться со всеми изменениями на этом участке за прошедшие годы. Фото: https://www.google.ru/maps

Месторасположение Нижнетагильского аэродрома на топографической карте, подписанной к печати 30.IX.1961 г. Видимо, в связи с тем, что карта Нижнего Тагила, подготовленная для Штаба гражданской обороны, была предназначена только для служебного пользования и носила конфиденциальный характер, на карте аэродром не был обозначен. А все постройки аэроклуба носили сугубо гражданские названия, типа «дом», «сарай». Ничего не скажешь, — гриф «Секретно», — блин! Источник: https://yadi.sk/d/MLhnqhrOr95AN

Нынче с развитием высоких космических технологий секретить карты не имеет смысла. Образно говоря, сегодня это тайна Полишенеля. Потому что мы можем нажатием кнопки на клавиатуре, в любой момент вызвать онлайн карту мира в реальном времени и в высоком разрешении. И… Джемс Бонд отдыхает. Источник: https://2gis.ru

Вы думаете, это «доктор Зло» навёл на землю «всевидящее око»? Нет, это поисково-информационная картографическая служба, доступная любому пользователю мира. Фото: https://yandex.ru/maps, 2018.

Вот бы так же легко мы могли заглянуть лет на 85 назад, когда в 1935 году всего через год после «бумажного» постановления властей, полностью укомплектованный аэроклуб приступил к парашютно-планерной учебно-спортивной деятельности, уже 7 августа 1935 отметившись первым в истории Нижнего Тагила прыжком с парашютом. Но, увы, никакие крутые Гуглы и Яндексы нам тут не помогут: единственной «машиной времени» доступной для нас до сих пор остаётся — обычный плёночный фотоаппарат. Нам повезло. В семейном альбоме Нестеровых-Лохмачёвых бережно хранилась личная фотокарточка 1950-го года с местом съёмки, заявленном как территория аэродрома. Факт, конечно, абсолютно бесспорный. Но в какой его части, находился наш герой? Сложность представляет то, что в видимом пространстве мы не наблюдаем никаких сооружений и никаких… летательных аппаратов. Нам остаётся ориентироваться исключительно по Лисьей горе. Если бы вы знали, в каком я был волнительном ликовании, встретив на просторах инета этот редкий снимок. О, это была первая фотография аэродрома, которую я встретил, с тех самых пор, когда был здесь в конце 60-х ещё подростком. Я так был впечатлён, что в ностальгическом угаре затеял в спешке чуть ли не детективное расследование, которое по уровню дедукции и наивности, годилось максимум для прыщавых школьных следопытов. Но давайте разберёмся спокойно и «по-взрослому»…
 

Ведь действительно, глядя на эту современную фотографию Уральского проспекта в пересечении с улицей Дружинина (10.04.2019), возникает желание поставить точку в этом вопросе.  Правда же, по всем параметрам выходит, что герой был запечатлён именно в этом районе? Тут тебе и поле, да и Лисья расположилась слева от центра. Что ещё не так?

А не так то, что в 40-е годы по воспоминаниям местных старожилов ещё до войны эта оконечность поля была занята частными огородами для посадки картофеля, а также колхозными посевами люцерны и гороха для молочной фермы на Запрудном. Это помнят и первые поселенцы новой Гальянки (у некоторых были даже свои участки, которыми бессовестно пользовались местные пацаны, а позднее бомжи, — часто те же гальянцы, потерявшие свои квартиры в крутые 90-е; хозяева приходят, а урожай… кто-то аккуратно убрал до их прихода). Я сам наблюдал почти до конца 90-х идиллическую картину с тракторами на поле. Правда, доживающее последние годки местное молочное хозяйство, уже не рисковало с гороховой культурой: уж слишком опасным было соседство с прожорливыми и вороватыми горожанами. Возвращаясь к фотографии Нестеровых-Лохмачёвых, мы при всём желании не сможем разглядеть никакого разделения на участки, никаких меток, которые в 50-х безусловно торчали бы по всему фронту. Только чисто поле, да на другом конце… высокий забор, окаймляющий пустое пространство. Естественный вопрос: зачем ограждать то, что не требует охраны? Значит верно, всё-таки не по правую сторону Уральского проспекта находилась точка «приземления» героя в технической униформе? Фото: 10.04.2019
 

На этой карте указано место предполагаемого отдыха нашего героя в 50-х (справа) и, территория (слева), на которой по моим воспоминаниям в конце 60-х — начале 70-х был расположен аэродром. Источник: https://2gis.ru

Именно на этом участке, проходящем по границе улицы Дружинина и зажатом в квадрате между Уральским проспектом и Черноисточинским шоссе до парка Победы я видел аэродром в детстве, а затем (в промежутке 70-80-х годов) — его остатки (для неизвестных, но предполагаемых целей), в виде каких-то металлических конструкций и блоков замурованных в бетон. 10.04.2019. Пустырь в районе жилых домов (слева направо) Дружинина №№ 57, 59, 53, 45, Тагилстроевская 1 и ФОК «Уралец» (Тагилстроевская 2).

Чтобы разобраться в этой истории окончательно, я рассматривал две версии. Либо аэродром поначалу действительно простирался вплоть до Фотеево, но с годами был урезан администрацией в связи с жизненной необходимостью в преддверии войны. А затем не был восстановлен из-за затухания к нему интереса со стороны государства и отсутствия притока энтузиастов планерного и парашютного спорта и, в дальнейшем, занимал только местность вдоль улицы Дружинина (бывшей Шахтёров), ограниченную нынешним Уральским проспектом…
 

… Либо старый семейный снимок Нестеровых-Лохмачёвых был напечатан с ошибкой (например, плёнка была вставлена в фотоувеличитель эмульсионным слоем вверх). Следовательно, при правильной экспозиции картинка могла бы выглядеть чуть-чуть иначе, но эта поправка принципиально расставила бы всё по своим местам: Лисья гора соответственно заняла бы «правильное» место справа от героя, а герой автоматически «переместился» бы от Фотеево к ФОКу.

Впрочем, вся эта нудная «заумь» опровергается свидетельством хозяев снимка: фотография сделана на аэродроме и — точка! Тупик? Здесь уместно вспомнить о известном зрительном обмане, с которым встречался каждый, кто наблюдал ландшафт из поезда. У пассажира складывается впечатление, что ближние объекты проносятся мимо окон с огромной скоростью, тогда как дальние замедляют бег, на горизонте застывая в неподвижности. Точно такой же эффект применим и в этом случае: фотограф занял позицию на точке, с которой Лисья гора оказалась слева, хотя герой в этот момент находился на аэродроме, а не на колхозном поле. Для примера приведу современную картинку (19.03. 2019) бывшего аэродрома с левого угла. Будь снимок сделан фотографом в 50-х годах с этой точки, Лисья гора «убежала» бы далеко вправо. Так что, все сомнения беспочвенны: наш герой был сфотографирован на пригорке где-то между ФОКом и Политехнической гимназией. Фото: март 2019.

Физкультурно-оздоровительный комплекс «Уралец». По всей видимости – центр бывшего гальянского аэродрома. Фото: 30.05.2020.
 

Надо заметить, что стараниями студентов-энтузиастов, при поддержке тогдашнего тагильского мэра Сергея Носова, 27 января 2016 года в День воинской славы России на фасаде политехнической гимназии установили мемориальную доску в память нижнетагильского аэроклуба, на базе которого готовили во время ВОВ курсантов авиаторов. Фото Николая Антонова. Источник: https://tagilka.ru/news/news_detail/?ID=19006.

Вот эти редкие снимки членов секции спортивного планеризма у главного ангара, в разные годы существования аэроклуба. Из архива Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба (ОСОАВИАХИМ — 1936 год и спустя 30 лет — ДОСААФ, 1960-е).

Политехническая гимназия (фото 29 августа 2020 года).

Мемориальная доска на стене политехнической гимназии с текстом следующего содержания: «С 1935 по 1941 годы на территории Политехнической гимназии размещался Нижнетагильский аэроклуб, курсанты которого в составе 698-го авиационного полка воевали на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вечная слава воинам, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!» 

 

Кто-то пожмёт плечами и усмехнётся: зачем было бодягу разводить и лес городить?  Зачем, зачем… Но ведь, честно, интересно же докапываться до истины, когда возникает спор, а реальных свидетелей давно нет в живых. Таких краеведческих вопросов по Нижнему Тагилу уйма, и все они ждут разрешения. Дерзайте, не отмахивайтесь от них, думая что они мелки и не требуют внимания…

Яндекс.Метрика