Меню Закрыть

Фотографии из интернета

Как выглядел город до революции, как происходило его взросление в годы советской власти – в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е и 60-е годы – этот аспект Тагила в советское время широко не освещался, как будто никому до этого дела не было. Даже, когда произошёл какой-то прорыв в конце 60-х в виде официально-изданных почтовых открыток, их тираж был ограничен.

Сегодня картина благодаря интернету кардинально изменилась. На нас хлынула масса фотографической информации о родном городе. Если ранее мы довольствовались двумя-тремя наборами открыток, да отдельными собственными снимками (делать виды Тагила в достаточном разнообразии самостоятельно не позволяла дороговизна фотоматериалов), то нынче нам стали доступны архивные материалы, о которых мы раньше и понятия не имели.

Но главное в интернет в частном порядке выплеснулось море разливанное фотографий из личных собраний, проливающих свет на тагильские моменты, которые даже в коллекции краеведческого музея представлены, мало сказать, скупо, — часто вовсе отсутствуют.  

На этой странице я попробую использовать в своей работе именно этот кладезь. Все материалы, размещаемые здесь, взяты из открытых источников. Заранее прошу прощения, что не в каждом случае уверенно назову автора снимка, так как часто фотографии просто не подписаны. В любом случае все права на изображения принадлежат их авторам. Поэтому, пожалуйста, по возможности поправляйте меня. Я постараюсь оперативно сделать уточнения. Никто не будет проигнорирован…

Лисья гора

Тагильский пруд (с Лисьей горы). 1984-85 гг. Фото Игоря Аминова.

Панорама из 5 отдельных снимков охватывает основную акваторию пруда с видом на городскую набережную и прибрежную часть Старой Гальянки. Если приглядеться, можно рассмотреть на середине пруда катер ПП-10, выполняющий своё каждодневное рутинное плавание, но такое нужное в те времена для тагильчан.

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Аминовых

Наверное, в каждом семейном альбоме завалялось хотя бы одно свидетельство такой вылазки (1964 год).

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Комлевых)

Поодиночке, парами, семейством или целыми туристическими группами — все с удовольствием фотографировались на фоне города, раскинувшегося в основании Лисьей (1978).

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Бирюковых-Завезён)

В семейных альбомах тагильчан подобных снимков не один и не два: все выставить их места не хватит (1984-85).

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Аминовых)

Традиции не меняются. Всё идёт тем же чередом, как было 10 лет назад, 20 и 30. Как было 200 лет назад (1999).

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Казаковых)

Картина И.Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе» (холст, масло). Первая половина XIX века (приблизительно 1837-39 год).

11 августа 2018 года, в День города на Лисьей горе была сделана эта фото-зона для горожан и гостей, желающих признаться в любви к городу металлургов. Мало кто прошёл мимо…

(источник: https://m.ok.ru  – Из личного архива Олега Кудряшова)

Береговая-Ударная 9

Необычная история необычной улицы

Как правило, улица воспринимается как участок дороги, на котором располагаются жилые или производственные здания. Пусть это будет тупичок или сквозной проулок, — суть не меняется. Могут пройти столетия, но расположение даже незначительных улиц в городе может не меняться. Сегодня мы вспомним улицу, которая уже никем не воспринимается улицей в прежнем представлении. Сегодня не только наши внуки и правнуки, но и дети не знают, что на проездной дороге вдоль пруда у основания Лисьей горы когда-то простиралась полноценная улица. Они проезжают на скорости мимо, не задумываясь, что тут не так давно стояли дома и жили люди.

Другими словами улица прекратила своё существование бесследно. Воспоминание осталось только в названии Береговая-Ударная…

Даже, если нам встречаются ретро-снимки Лисьей горы, в их бесконечном потоке вряд ли кто обратит внимание на такую существенную деталь, что в подножии явственно просматриваются неизвестные строения. Наш взгляд скользит по главной достопримечательности, не фокусируясь на «мелочах»… Фото Игоря Аминова. 1983 год.

просматривается… 3-х этажный дом по Береговой-Ударной, который снесли в середине 80-х, когда прокладывали трамвайные пути. А это уже история…  

При некотором приближении уже сложно не заметить трёхэтажный дом, который только одним своим «нелепым» соседством с горой приковывает наше внимание и вызывает много вопросов.  Фото неизвестного автора (1960-е годы).

На фотографии из собрания А.Ф. Кожевникова дом обретает свою окончательную историческую достоверность. При желании можно, конечно, кое-что разузнать. Но сведения настолько скупы, что, по сути, не многое проясняют… Зато теперь мы уже точно знаем, что это дом №9 – достопримечательность не только улицы Береговой-Ударной, но и всего города. Фото 1928-30 гг.

Если не полениться, можно к тому же ещё уточнить, что дом по Береговой-Ударной (под Лисьей горой) был сооружён в 1926-27 годах и стал первым многоквартирным домом в Нижнем Тагиле. Возводили его набивным способом из шлако-цемента. В строительстве участвовало более 200 рабочих. Так говорят об этом официальные источники. (скан из книги «Нижний Тагил. 250 лет», Средне-Уральское книжное издательство, 1971 год, Свердловск, Малышева 24).

Учитывая тяжёлые времена и такой грандиозный размах для разрушенной страны, можно поверить Людмиле Рубцовой, уточнившей, что дом именовался 1- й  Социалистический. 

Береговая-Ударная-№-9 (фото неизвестного автора, http://tagil-press.ru). По воспоминаниям Сергея Попова дом был двухподъездным. На этаже — по две двери, за каждой дверью жили две-три семьи по коммунальному принципу, и общая кухня на эти семьи. Таким образом, в доме проживало около 30 семей. Так что можно сказать, что жизнь здесь кипела.

Более того улица не начиналась с трёхэтажки (о которой мы начали своё повествование) и не ограничивалась одним только этим домом. Ведь уже с начала XVIII-века, когда началось освоение уральских недр, здесь осели первые поселенцы. К тому же на момент его строительства рядом уже соседствовал капитальный кирпичный дом не менее необычный и загадочный, если не сказать – легендарный. Это дом №8. На фотографии из семейного альбома Гульнары Гуськовой запечатлены оба эти дома (1960).

Береговая-Ударная, дом № 8. За ним – дом №9 (из семейного альбома Гульнары Гуськовой, 1960-63).

Напротив лодочной станции, у дома №8 (из семейного альбома Гульнары Гуськовой, 1961)

Гульнара так комментирует эти раритетные фотографии: «С рождения и до 1980 года я проживала в доме № 8, на втором этаже, в квартире № 6 с окнами, выходящими на Лисью гору. Запомнились высокие потолки (почти 4 м), оформленные декоративной лепниной, и, двери — двойные, массивные как во дворцах. А особенно железная табличка на доме, на которой сообщалось, что он застрахован в 1827 году (могу ошибиться с точной датой) Демидовским страховым обществом. В своё время, учась ещё в школе, интересовалась историей дома в нашем Краеведческом музее. Насколько помню, этот дом был построен заводчиком Демидовым для инженеров, приглашённых на тагильский завод. На тот момент, когда были сделаны фотографии, дом №8 всё ещё являлся жильём для временного проживания. Все эти девушки сфотографированы возле своего дома, попросту рабочего общежития, поскольку были ещё не замужем (только несколько позднее жильё перевели в статус многоквартирного дома)»…

Гульнара Гуськова:

«Моя мама получила жительство в «Демидовском» доме в 1959 году, когда это было общежитие НТМК и ЗИК (их как раз объединили). В 1964-65 годах общежитие стали расселять. Сначала мама делила с соседкой комнату 4, а потом — 6. А когда в 1967-68 гг. подруга получила новое жильё и съехала, мама со своей семьёй осталась в квартире №6. Всего в доме проживало 9 семей… На чертеже изображена приблизительная планировка нашего дома. Что-то менялось до моего рождения, что-то позже. Например, на первом этаже, где была кухня и выход во двор, произвели перепланировку, в результате чего выход сделали на улицу, а на освобождённое пространство поселили семью с тремя детьми. В Красном уголке тоже жила семья – Новосёловы (почему-то порядкового номера у комнаты не было). В 7-й комнате, помню, жил Душечкин (кажется, он был дворником; напротив дома стоял сарай, где он с утра до вечера что-то мастерил). Когда Душечкин, по непонятной причине, застрелился, мы — дети, лазали в сарай, — там хранились позолоченные ажурные украшения интерьера из гипса и всякие латунные то ли канделябры, то ли подсвечники, а также много-много предметов быта прежних хозяев дома. А в следующем помещении сарая была, вроде бы, конюшня. Ещё вспоминается шикарный, вместительный, почти под всем домом, подвал с кирпичными сводами (вход в него указан на эскизе). Там стояли огромные старинные сундуки, в которых жители хранили овощи и заготовки»…

Лизина Усманова: «В этом доме я жила с 20.07.1959 по 13.03.1982 года. Поначалу это было общежитие, в комнатах стояли голландки, их обслуживала уборщица (на себе носила дрова по этажам, топила эти печи и постоянно следила за нагревом воды в большой бочке). Потом рядом с домом сделали кочегарку. Наше общежитие аннулировали, тем, кто старше 25 лет дали квартиру, молодых по 2-3 человека оставили по комнатам. Мебель забрали, а кровати оставили за личный расчёт.
На воротах висела табличка с надписью «Застрахован в 1824 году»

Вид на улицу с Лисьей горы (из семейного альбома Гульнары Гуськовой, 1959-60 гг).

Гульнара Гуськова: «Справа стоит трёхэтажный розовато-жёлтого цвета дом советской эпохи (№9), посередине двухэтажный зелёного цвета (под №8) – «демидовский дом» (первые три окна на втором этаже справа и два окна с торца – квартира нашей семьи). А крайнее левое маленькое здание – котельная, которая обслуживала два этих знаменитых дома. Далее частный деревянный дом №6, в нём жила бабушка Лиза Махнёва (помню, у неё был богатый цветник).

Дома были без основных удобств. Водопровода в домах не было и воду носили либо с пруда, либо с колонки, туалеты находились тоже на улице. Поначалу дом отапливался голландками, в каждой комнате стояли печи. Потом из 2-х этажного жилого домика по соседству сделали эту самую котельную. Раньше в ней жила прислуга, а в советское время жили две семьи, которых расселили в связи с переделкой. Воду в котельную привозили в бочках и переливали в специальную цистерну.

В мою бытность, за домами на пруду находилась водная станция ЗиК. Там можно было покупаться, попрыгать с вышки (но это уже мальчишье дело). Или взять лодку напрокат. Детьми нам особенно нравилось наблюдать за парусными соревнованиями, которые устраивал яхт-клуб «Эллинг» (почти все наши ребята занимались в этом клубе). И, наконец, обратите внимание на кедр позади барышень. Это единственное материальное упоминание о тех временах, сохранившееся до наших дней».

Гордеева (Сенникова): У всех жителей местных домов были на горе огороды. Наша семья сажала картошку и зелень.

А это тот самый пятачок, на котором стоял дом №8, место, где были прижаты к горе огородики и, конечно, тот самый кедр. 10.05.2019.

… В начале 80-х годов активная застройка Гальяно-Горбуновского массива, вызвала острую нужду в дополнительной транспортной развязке. В этой связи, администрация города стала рассматривать вдобавок к автомобильному движению проект трамвайного маршрута с ГГМ, проходящего по наиболее короткому пути по Береговой-Ударной. Таким образом, участь легендарной улицы была предрешена: историческими артефактами пожертвовали ради насущных рутинных проблем. Знаменитые дома были снесены, а на их месте протянули двустороннюю шоссейную дорогу и трамвайные пути.

Гульнара Гуськова уточняет: «Мы проживали по этому адресу вплоть до 1980 года, пока не получили новое жильё на Лебяжке (после нас в квартире жила Людмила Рубцова). Людмила рассказывала, что о расселении дома №8 объявили в 1983, в связи с подготовкой к прокладке трамвайных путей, при этом дом № 9 расселили позднее, непосредственно перед началом работ».

Зеленый двухэтажный дом
Стоял на берегу пруда,
Торчал один особняком
Столетья мерил без труда.Слетались люди под крыло
Из стран заморских, деревень.
Татарам, немцам он тепло
Дарил кирпичных старых стен.

Жильцы менялись, как река
И дом готов был всем помочь,
Не знал, судьба предрешена.
Осталось жить ему лишь ночь.

Пришли рабочие с утра
И разобрали особняк,
Теперь трамваи вдоль пруда,
Везут гальянских за пятак.

Автор: Гульнара Гуськова

Знаменитые дома на Береговой-Ударной доживают последние деньки. По крайней мере, жители вероятно уже все выселены. Этот редкий кадр периода середины-конца 80-х, на котором заснято начало сноса жилого сектора под горой, нашёлся при сканировании моих старых негативов (на основе возникшего интереса, в принципе и появилась эта тема)! Фото Игоря Аминова. 1984-87 гг.

Гульнара Гуськова утверждает, что «демидовский» дом не могли разрушить два года, настолько была прочна и массивна (не мене полуметра) кирпичная кладка. Неизвестно насколько это соответствует истине, но действительно снос домов длился достаточно долго. Фото Игоря Аминова. 1984-87 гг.

Тот же ракурс в наши дни (фото: Артём Мальгинов, https://transit.parovoz.com, 12.11.2011).

Даже и не верится, что прогулка по родной улице могла быть такой безмятежной (из семейного альбома Г. Гуськовой, 1966).

Гульнара Гуськова: «Весной тающий снег становился буквально чёрным от многослойного налёта угольной пыли. Вагоны с углем фактически заезжали на саму улицу. Никого это не волновало. А для нас, детей, это было даже забавно: мы тырили паклю из букс и жгли на вершине Лисьей. Было весело»…

Сегодня так запросто по улице не прогуляешься. Движение настолько интенсивно, что даже перебежать на другую сторону весьма проблематично.

Фото Игоря Аминова. 10.05.2019.

Как-то непривычно смотреть на эту фотографию: узкая дорога, мощёная тогдашним ноу-хау НТМК, — былыжниками из шлаковых отходов (ужасная была мозготряска) и редкое движение транспорта . Зато для жителей старой Гальянки это был распространённый пеший маршрут в центр города: автобус №12 ходил по принципу второстепенности района нерегулярно и с большими интервалами, так что проще было ухватить баулы и авоськи и вдоль пруда по Береговой-Ударной минут за 20 оказаться у Горсовета.

Фото Владимира Дубка. Середина 1980-х.

Улица Береговая – Ударная прощается со своим прошлым. Ровно через год здесь пойдут трамваи. Дата съемки — 15.04.1989 г., автор съёмки не известен (источник https://ok.ru/tagilvovse).

Нынче перемены на Береговой-Ударной просто бьют в глаза. Пешеходов почти не встретишь, разве что верблюдов… Верблюдов? я сказал верблюдов?! Думал, что оговорился, оказалось – нет, — верблюд-«гастарбайтер» движется к месту работы у цирка.

Фото: https://www.google.ru/maps, июль 2012.

Современная панорама «несуществующего» отрезка Береговой-Ударной улицы (фото И.Аминова, 30.03.2020).

Выход на улицу Береговую-Ударную, каким он был чуть более полувека назад (а: скан с дореволюционной открытки, 1900-е; б: фото из домашнего архива Alx52, https://pastvu.com, 1960). На обеих фотографиях в крайнем левом углу проглядывает дом №1. С него начинается улица…

Лида Головина Мохова-Перепёлкина: «Мои родители приехали в Тагил из Красноуральска в 1965 году и купили этот дом. В доме жили 4 сестры с семьями. Они получили квартиры и поэтому продавали его. Дом был двухэтажный, 4 отдельных входа. Хозяева сказали маме, что здесь когда-то жил священник (Александр Швалёв – авт.). В доме мы с мамой жили до 1973 года. Позднее дом сгорел. Восстанавливать его уже не стали.

Особенно запомнилось, как в нашем доме снимались несколько эпизодов для фильма «Приваловские миллионы».

Этот неожиданный факт обойти вниманием мы, ну, никак не можем! Кто из тагильчан ходил в кино, тот вряд ли забудет тагильские моменты из этого фильма (может быть для широкого зрителя в то время и не совсем популярного). Разве мы не патриоты родного города?

Справка:

Художественный фильм «Приваловские миллионы» был снят в 1972 году на Свердловской киностудии режиссёром Ярополком Лапшиным (кто не знает, он выпустил многосерийку «Угрюм-река») по мотивам одноимённого романа нашего земляка Д.М. Мамина-Сибиряка. На кадре изображён дом №1 на фоне огнедышащего Демидовского завода (скриншот: Вячеслав Зудов).

Выясняется, что режиссёр в целях эффектной съёмки задействовал в фильме два дома: в кино попал (как свидетельствует Лидия Головина) также и дом №2, в котором проживала Нина Маркина с родителями. Видимо съёмочной группе понравилось красивое крыльцо (скриншот: Вячеслав Зудов).

По прошествии времени исторические события сближаются (чем дальше, тем ближе), плюс-минус десять лет уже не считается ошибкой. В нашем случае каких-нибудь пара лет уже не играет большой роли. Так что, глядя на снимок 1992-94 гг., мы можем сказать, что на участке улицы Береговая-Ударная только-только протянули рельсы и запустили трамвайное движение.

Фото Игоря Аминова.

Нынче трамвайному сообщению на Гальянско-Горбуновском направлении исполняется ровно 30 лет (1990-2020).

Сквозной обзор Береговой-Ударной. Как раз напротив Яхт-клуба располагалась центральная часть улицы. Фото И.Аминова. 30.03.2020.

Так выглядела береговая полоса у Лисьей горы на секретной карте Нижнего Тагила 1962 года…

… и на фото со спутника картографической компании Google Maps (https://www.google.ru/maps). На которой, при желании, можно рассмотреть даже мельчайшие детали.   

Но пора вернуться с небес на землю, так что не будем задерживаться в космосе, потому что любые истории имеют свойство рано или поздно заканчиваться. Думаю, что мы ещё не раз, глядя на эти фотографии, будем возвращаться к этой забытой и почти исчезнувшей улице.

………………………………………………………………..

В заключение, я хотел бы представить вам подборку великолепных современных фотографий улицы Береговой-Ударной, сделанных с высоты птичьего полёта при помощи новых технических достижений. Фото настолько информативны, что сложно отказать себе, чтобы не ознакомиться с ними, так сказать, под занавес…

Снимки с квадрокоптера. 2019 год. 

Фото: Дмитрий Викторович (более подробно с творчеством фотохудожника можно ознакомиться по адресу: https://vk.com/skytagil).

………………………………………………………………..

P.S. Справедливости ради, надо бы заметить, что улица Береговая-Ударная, конечно, никуда не девалась. Все должны понимать, что это был писательский приём (метафора, образное выражение), использованный более для усиления эмоциональной стороны, чем для констатации реального факта. Впрочем, улица-то однозначно опустела…

Лодочная станция

Пристань на набережной у городского парка Бондина (1919 — 2019).

С ума сойти:100 лет прошло с того момента, когда сюда пришвартовался и запечатлелся этот красавец-пароход со знакомым названием «Тагил». Огромная толпа народа собралась в бывшем господском саду (видимо праздновали торжественную экспроприацию): не на словах, а на деле почувствовали люди, что власть пришла народная.  

Вкратце история парохода «Тагил» такова. Изначально пароход, построенный на Нижнетагильском заводе в 1858 году, предназначался для грузовых перевозок, но с 1919 года (после пуска узкоколейки и нерентабельности водного пути) ему отводится роль прогулочного судна. Вплоть до середины 30-х пароход радовал тагильчан и гостей города поездками по акватории пруда, пока по халатности должностных лиц не упокоился где-то на дне.

В качестве исторического фото-экскурса предлагаю ниже две музейные фотографии парохода в дни его тяжких буден.      

Демидовская дача (17.08.2019, фото Аминова Игоря).

У пирса реставрированной дачи пришвартовался современный скоростной катер, о котором Анатолий Демидов (так сказать, всесильный Роман Абрамович 19-го века) в те годы мог только мечтать.

Пароход «Тагилъ» тянет по Тагильскому пруду баржу с грузом. Недалёк уже тот день, когда труженика переведут на «лёгкий труд».

Фото нач. ХХ века; из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал».

Бывший господский сад. На этом месте с 1919 по 1937 годы находился пролетарский причал прогулочного парохода «Тагил». В советское время — лодочная станция парка им. Бондина. В наши дни — частный прокат лодок и катамаранов.

16 мая 2019 года. Фото Аминова Игоря

Лодочная станция ВЖР (1973 год).

На дворе развитой социализм Леонида Ильича Брежнева. Атмосфера умиротворения и тотальной безмятежности. Разве кто-то мог предположить, что через каких-то 12 лет страну возглавит Михаил Сергеевич Горбачёв — лидер беспокойного перестроечного времени  и крикливой гласности, и дремота пройдёт?     

(скан с открытки; издательство «Планета», Москва, фото Б.Погорелого). 

На этой станции, в отличие от других, можно было при наличии специальных водных прав взять напрокат моторную лодку. У нас таких прав не было и нам приходилось довольствовались вёсельными шлюпками. Что тоже было неплохо (фото Евгения Шалгина, 70-е, https://ok.ru-Тагил.Фото).  

Лодочная станция (07 июня 2008 года). 

На фоне прекрасной Лисьей горы и такое безобразие на лодочной станции. Перед гостями стыдно! Наверное этого оказалось достаточно, чтобы народ дружно проголосовал за  Дмитрия Медведева (ровно месяц как он президент России). 

(фото Immortal8888; источник: http://venividi.ru) 

Лодочная станция 2019 года. Изменения налицо.  В прокате появились катамараны!

Лодочная станция в одном ракурсе, но в разное время.

Первая фотография сделана в 1985 году (фото И. Аминова), вторая четыре год спустя (фото Б. Шилова, источник: historyntagil.ru) и, панорама — 17 августа 2019 года (фото И. Аминова).

Лодочная станция. Вход со стороны парка им. Бондина (17.08.2019).

Лодочная станция во времена стабильного российского капитализма. Какие краски, какой пейзаж. Вот что делает капитализм животворящий! (22.06.2019, Аминов И).

В парке Бондина

На страницах группы «Тагильский рабочий»…сквозняки времени» (https://ok.ru-Тагил.Фото) развернулась нешуточная дискуссия о заброшенной косе на берегу пруда, превращённой частью граждан в место приёма солнечных ванн и водных процедур, вблизи… А вот вопрос «вблизи чего», — и стал предметом жарких баталий между тагильскими аборигенами разных поколений!..

В общем, весь сыр-бор разгорелся вокруг фотографии «дикого пляжа» из архива Михаила Некрашевича (1985-88). Одни товарищи считали, что такой «необустроенный пляж» находился на территории парка Бондина, другие были уверены, что это официальный городской пляж, третьи заявляли, что такое место могло быть только в районе «от роддома до магазина Восток». Причём никто не хотел уступать…

Я поучаствовал в этом обсуждении и мне открутили пару пуговиц, убеждая меня в моей «краеведческой некомпетентности». Что ж, признаюсь я не специалист, но ведь так хочется последнее слово оставить за собой! Тем более, что есть у меня преимущество перед оппонентами – это моё собственное поле, где я могу говорить что заблагорассудится, а всех «недовольных» забанить (у меня и пример есть — всякие популярные политические теле-шоу, где тебе слово не дадут вставить и нахамят, если вступишь в спор с ведущим программы). Хамить я, конечно, не буду, да и запрещать высказываться не стану (это же не политика, где, как правило, правят бал, зубастые), а вот непреклонен останусь до конца…

Пожалуйста, перед нами почти то же самое место.  Фото Аминова Игоря (осень, 1984-85 гг.).

Достаточно совместить, фотографию «пляжа» М.Некрашевича, ставшую яблоком раздора, с представленным фото-аргументом и всё станет более, чем ясно. 

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Аминовых)

Для особо сомневающихся (которых не убедил снимок И.Аминова, а такие ещё остались!) дополнительно показывается вся панорама части берега парка Бондина. 

Более убедительного доказательства, чем это фото (на котором присутствуют вкупе все привязки), уже не может быть. Именно набережную  разрушающегося парка им. Бондина, а не какого-то другого места использовали тагильчане в годы перестроечных реформ в конце 80-х.

(источник: https://aminoff.ru – Листая семейные альбомы/Из альбома Аминовых)

Парк им. Бондина. Слева расположен дом-музей писателя. Справа — худо-бедно организованная пристань для прогулочных веранд (фото Игоря Аминова, 17 августа 2019 года).

Парк им. Бондина. Фактически повторяет иллюстрацию Кампеля, в изложении (так сказать) 50-х годов (фото Евгения Вагина).

Это левая сторона парка на границе с улицей Красноармейской, на тот момент не являющаяся его территорией. В этой части находился частный сектор, в том числе дом писателя А.П. Бондина (возможно ещё и не музей; дом-музей был открыт в 1953 году). 

Знакомый уголок парка в 1959 году (фото: Михаил Петров,  https://ok.ru-Тагил.Фото

Парк им. Бондина (конец 70-х, из альбома… ).

Здесь берёт начало улица Красноармейская (на ней находится дом-музей А.П. Бондина). На эту улицу зимой выходила самая короткая тропинка со Старой Гальянки через замёрзший пруд (ах, сколько километров было намотано мной в начале 80-х с Бригадной-49 в дороге к трамвайной остановке «Почта»!).

Краеведческий музей и бывший Горсовет в своё время были соединены галереей, проходящей над аркой во двор. В середине то ли 70-х, то ли 90-х, видимо, по причине ведомственного отмежевания, второй этаж (кстати, архитектурно весьма чужеродный) демонтировали.   

Именно это событие запечатлел для истории Г.Д. Инишев.

(источник: https://ok.ru/tagilvovsehrakursah)

Октябрь 2019. Так сегодня выглядит арка входа во двор в том виде, как это было задумано первоначально (фото Игоря Аминова).

Остановка Музей (Горсовет)

Трамвайная остановка «Горсовет» (1971 год, из архива Корнильева). Во время перемещения во времени в 21 апреля 2019 года, трамвай из модели Усть-Катавского завода КТМ-1 трансформировался в ультрасовременный 71-407 производства «Уралтрансмаша» (Екатеринбург).  Ленин все эти годы, не присев ни на минуту, без отдыха приветствует трамвайное движение в Нижнем Тагиле, которое в незабвенных 90-х чуть было не превратилось в ностальгическое воспоминание.

Вряд ли кто-то из молодых сегодня без недоумения среагирует на объявление остановки  — «Горсовет». Для них привычна и знакома остановка «Музей».

21 апреля 2019 года. 

Поток машин проносится мимо бронзового Владимира Ильича. С тоской ли он смотрит на то, что в массе иномарок затерялся единственный отечественный автомобиль или горд, что неказистый советский «Жигуль» стремительно вырывается вперёд, кто знает наверняка? Он же памятник… Зато каждый может своё сокровенное выдать за его мысль.

Памятник Ленин на земном шаре

Ленин на земном шаре в профиль.

В данной фото-галерее вступили в диалог: снимок 60-х (из альбома Тамары Ворониной) и современный снимок того же пейзажа (16.05.2019).  

Развёрнутая картинка. 10 мая 2019 года.

Кто-то говорит, что «Ленин на шаре» — это памятник изживший себя в настоящем. А кто-то уверен, что это один из символов города металлургов. А я скажу: — Это наша история и памятник для Тагила очень даже хорош (хотя я и не буду вещать трагическим голосом: уберёте памятник и город ОСИРОТЕЕТ). Короче, искусство вне — трагедии и фарса.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину. 

Первый снимок (из семейного альбома Натальи Заводской-Дударь) датируется 60-м годом прошлого века (как это сложно выговорить), а современная фотография сделана в 19-ом XXI века.

Памятник смотрится в разное время настолько идентично, что кажется перескока во времени просто не было. Разве только куда-то исчезла красивая литая загородка с советскими символами (правда, эта потеря «компенсирована» 9ти этажной «свечкой» за спиной вождя).   

Развёрнутая картинка. 16 мая 2019 года.

Танк Т-34. Краеведческий музей

Легендарный танк Т-34 — экспонат краеведческого музея.

Танк, выставленный под открытым небом во внутреннем дворе музея , всегда привлекал мальчишек и являлся отправной точкой экскурсий.    

На фотографии начала 60-х музейный танк облепили учащиеся ФЗО, которых организованно по-военному строем одинаково водили в столовую и на культурные  мероприятия. Ощупывая броню они, наверное, представляли боевой путь машины, овеянный подвигами и героическими смертями. Увы, в действительности история этой машины весьма прозаична: танк использовался во время войны как учебный в 19-ом учебном танковом полку, расквартированном в нашем городе и кроме стрельбищ на полигоне в окрестностях Тагила никаких городов не брал. Был передан музею после расформирования полка в 1961 году.

Танк Т-34 — самый интересный экспонат для пионеров (фото 60-х). На современном снимке двор музея сиротлив и скучен.

Место танка заняли иномарки. По какой-то анекдотичной случайности, автомобили стран производителей, которые подмял под себя в 1945 году лучший советский танк в мире Т-34.

Ладно бы, они были здесь в качестве образцов военного трофея или контрибуции. Эти красивые комфортные машины — результат захвата отечественного авторынка германским концерном Фольксваген. Реванш так сказать. Ответ резиной на гусеничные траки. А жаль. Хотелось бы миру показать не только, что мы воевать умеем, но и созидать. Чтоб и боялись и обзавидовались.

Не только пацаны гуртом осёдлывали  танк, но и тагильские красавицы не чурались прикоснуться к суровой броне (фото Виталия Мецкера, 1974 год).

На корпусе танка ещё два прекрасных создания (из альбома Лидии Сорокиной (Ермолаевой), 70-е годы; источник: «Тагильский рабочий»…сквозняки времени).

Двор краеведческого музея где 14 лет простоял танк Т-34 в виде экспоната под инвентарным № ***

(фото И.Аминова, 17 августа 2019 года)    

В 1975 году было решено придать танку статус памятника и поместить его на постамент на площади перед музеем к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

Краеведческий музей

Краеведческий музей. 1950-е (из архива Г. Прудниковой). Пустынная площадка перед зданием музея: до установки на постамент танка Т-34, макета паровоза Черепановых перед входом и высадки декоративных елей приблизительно ещё четверть века.

Вид на краеведческий музей и Лисью гору со стороны танка Т-34. 21 апреля 2019 года.

Особенностью этих изображений является то, что на старой фотографии краеведческого музея 60-х годов слева на заднем плане отсутствует правое крыло музея, а на современном фото оно уже есть  (пристройка к Горсовету — Нижнетагильский городской исторический архив — была возведена в начале 70-х).

источник: Нижнетагильский городской исторический архив (http://ntgia.ru /K-1-1N1-100)

Нижнетагильский краеведческий музей. 16 мая 2019 года.

Цирк-шапито. Торговый техникум

Цирк-шапито (из архива Юрия Воронина,1963; источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени).

Цирк, ранее базировавшийся в Комсомольском сквере, был переведён на пустырь, образовавшийся после сноса в 1930 году Входо-Иерусалимского собора. Издевательством ли над «опиумом для народа» было решение властей установить храм «низкого» искусства на «святом месте» или просто коммунисты временно заполнили пустующее пространство, мы можем только фантазировать. Но не будем создавать удобные кое для кого мифы, просто раскроем ещё одну страницу городской фото-истории. 

Цирк-шапито радовал тагильчан по этому адресу ещё 5 лет, пока на этом возвышении окончательно не решили воздвигнуть Техникум советской торговли.

Наши дни. 22 июня 2019 года.

В свете последних событий в Екатеринбурге вокруг храма Святой Екатерины, который вознамерилась восстановить к 300-летию столицы Урала екатеринбургская епархия, с благословения патриарха всея Руси Кирилла и с активного одобрения властей, приходится несколько иначе воспринимать и этот пейзаж с Торговым техникумом.

Сквер или храм? На этот вопрос ответ у верующих Екатеринбурга и власть предержащих был однозначен. Но случилось всё не так. Потерявшие своё лицо попы и паства, убеждённая в своей исключительной правоте, проиграли. Хотя защитников сквера жёстко разгонял ОМОН, христиане-каратисты и воинствующие поборники веры. Не помогли даже угрозы некоего популярного телеведущего (которого в оппозиционных СМИ прозвали «медийным гнусом»), обещавшего приехать в «Ёбург» и «разогнать всех бесов», недовольных возведением в Екатеринбурге храма на месте сквера. 26 июня после жарких дебатов решено было уступить требованиям протестующих граждан и согласиться… с Путиным, который по этому поводу заметил, что «Храм должен объединять людей, а не разъединять».

Замер ли в эти дни тагильский торгово-экономический колледж в тоскливом ожидании, что скоро могут покуситься и на его территорию, ведь техникум тоже был построен на месте Входо-Иерусалимского собора, снесённого большевиками в 1936 году? Приготовили ли «божьи агнцы» дубинки для аргументированных теологических споров со студентами-«торгашами»? Насколько известно, переговоры священников о храме уже велись с мэром Носовым…

Да пусть простят меня атеисты, я не затеваю против них заговор и не стремлюсь записаться в прозревшие, но, в данном случае (если власти и епархия подойдут к этому без высокомерия) я буду солидарен с церковью, — тагильский торгово-экономический колледж далеко не екатеринбургский сквер. Вместо этой скучной коробки просто должно быть построено прекрасное архитектурное сооружение. И если это храм, то пусть будет храм. Дело тут не в политике и не в поиске пресловутой исторической справедливости. Город обязан быть красивым! Только дайте прежде студентам новое современнейшее здание…

Памятник Сталину

Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Этот памятник Сталину, который украшал когда-то Комсомольский сквер, пожалуй, наиболее известен. Конечно, причина популярности не в какой-то его уникальности и особенной художественной ценности: в Нижнем Тагиле таких гипсо-цементных изваяний согласно решениям парторганов было раскидано по районам несколько штук. Ответ прост – этот «Сталин» находился в центре города, к тому же напротив центральной гостиницы «Северный Урал», и его могли лицезреть большое количество тагильчан и приезжих. Наверное, поэтому об этом памятнике рядовые граждане вспоминают гораздо чаще, чем о других. Да и краеведы (по той же причине) обласкали своим вниманием Сталина у «Северного Урала» как-то по особенному пристально: ни один из числа тагильских «Сталиных» не удосужился такого количества пространных заметок.

При попытке проанализировать исследования краеведов я столкнулся с массой разночтений. Особенно это касается дат установки и сноса памятника. Иногда разрыв в датах у разных авторов разнится чуть ли не в два десятка лет. 

Так, например, Татьяна Смирнова в статье «Урожайный июль» («Тагильский рабочий», 25.07.2007) называет год возведения памятника 1931-й.

 (http://historyntagil.ru/culture/10_p_008.htm).

В итоге дальнейших и тщательных архивных поисков всплыли 1940-е с неясными границами, которые вскоре обрели более конкретные очертания. Теперь уже назывались 1946 и 1948 годы. Окончательную точку поставила находка в музейных хранилищах… с планировочными работами на территории сквера.

Отчего же происходила такая чехарда с датами? Смею утверждать, что ничего подобного не случилось бы, если бы памятник Сталину в полном смысле соответствовал понятию памятника. Нет же, например, сегодня подобных проблем с памятником Ленину на перекрёстке Ленина-Островского: его история досконально летописалась. Просто Ленин был памятником во всех отношениях, а Сталин представлял из себя, в некотором роде… банальную парковую фигуру на уровне «девушки-с-веслом». Поэтому установка Сталина в Комсомольском сквере никак не могла являться для города грандиозным событием. Некоторая значимость изваяния была обусловлена лишь конкретикой и политическим характером и не могла компенсировать её утилитарного назначения и проходной роли. Я понимаю, что это звучит несколько непривычно, учитывая мифологический статус всего, что связано с «отцом народа». Тем не менее, странного в этом ничего нет. При всей грозности фигуры Сталина, его гипсовые штампы настолько массово «втыкались» по всей стране и в каждой дыре, что стирали эмоциональную и политическую ценность. Поэтому «сталинские» следы правильней надо было бы искать в первую очередь не в исторических архивах и даже может быть не в газетах, а в заурядных финансовых отчётах администрации города: сколько стоят строительные и вспомогательные работы, зарплатные ведомости за выполненную работу и тому подобное…      

Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину в 1940-50-е годы (http://historyntagil.ru/culture/10_p_007.htm).

 И «свято место» в 2019 году.

Памятник Сталину (1950-е годы, из альбома Сыромятниковых)

Надо признаться сразу, что на современном снимке выбран не только неудачный ракурс, но, по всей видимости, ещё больше хромает привязка к местности. Но вина ли в этом только фотографа. Из-за скудости информации придётся разбираться скрупулёзнее…

Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину (1 Мая 1960 года, из альбома Комлевых, ).

Прошло 4 года после ХХ съезда КПСС, на котором Хрущёвым был развенчан культ личности Сталина и по всей стране начался массовый снос памятников «вождю народов». Демонтировали памятники спешно и часто по ночам, дабы народ не успел опомниться и не стал протестовать. Поэтому, понятно, что кого-то может смутить дата снимка, но это абсолютно достоверный факт (это подтверждает старая запись перьевой ручкой на обратной стороне фотографии). Видимо Сталин простоял в Нижнем Тагиле ещё несколько лет, прежде чем его разобрали по кирпичикам. Или тогдашний секретарь городской партийной организации принципиально не торопился выполнять Указ Центрального комитета, или по причине «политической близорукости» и разгильдяйства у местных властей не доходили руки. 

P.S. При некоторой тождественности снимков, точной привязки в этой галерее тоже не наблюдается.

А дело, кажется, вот в чём… Со стороны «Северного Урала» и улицы Огаркова к Комсомольскому скверу нынче ведут два спуска с лестничными маршами. Место, где стоял Сталин обычно связывают с первым спуском от гостиницы (тут и была попытка совместить несовместимое). Тем не менее, ни один спуск не подходит со 100%-ым совпадением. Такое ощущение, что «отец народов» возвышался в центре на площадке со своей «индивидуальной» лестницей. Думается, что после демонтажа памятника, был ликвидирован и подход к месту (боялись паломничества?) со стороны сквера. 

На данной фотографии (20 апреля 2109 года) представлен второй спуск. Как видим, он более подходит к нашему старому снимку (в отличие от первого варианта), но не стыкуется с другими редкими фото-свидетельствами сохранившимися до наших дней. Поэтому в современных ракурсах я дипломатично использую первый спуск, как более приближенный к главной улице города.

Так что грубых ошибок не избежал и я. До последнего момента я считал, что памятник Сталину находился на пригорке между двумя современными лестничными маршами. Я ошибочно установил бывшую стоянку большевистского вождя на месте, где на представленном снимке припаркована красная иномарка. 16 мая 2019 года.

Памятник Н.Н. Демидову.

Видимо где-то здесь у колонны, на которой установлен бюст горнозаводчика, когда-то и находилась гипсо-цементная в полный рост фигура Сталина. (16.05.2019)   

Комсомольский сквер

50-е годы (из альбома Елены Вербловской-Райхерт) и наше время. 

Фотографии сделаны на фоне Комсомольского сквера со стороны улицы Огаркова у Северного Урала. Героиня ретро-картины стоит на площадке рядом с памятником Иосифу Сталину. 4 вазона украшают спуск к скверу. На современном снимке, конечно, памятника «отцу народов» ни сзади, ни слева , ни справа давно уже нет, а вот невдалеке от этого святого для коммунистов месте стоит скромный бюст (в смысле не стоимости, а размера: Сталину отказали в мраморе и бронзе, зато из гипсоцемента его вылепили в рост) отца тагильской металлургии  — Н.Н. Демидова. 

Панорама Комсомольского сквера со стороны улицы Огаркова. 14 апреля 2019 года.  

Комсомольский сквер в 1957 и в 2019 годах. 

Кто из героев на ретро-снимке (из альбома Стариковых) в этот момент хоть на секунду заглядывал в мечтах в XXI столетие?  Быть может пожилой мужчина на скамейке, плавающий где-то в облаках? Или мальчуган, обернувшийся на щелчок затвора фотоаппарата? Вряд ли. Тем не менее новый век всё равно наступил и подкатывает уже ко второму десятку.

Комсомольский сквер. Главная аллея от улицы Ленина с выходом на пересечение Улиц Огаркова и Карла Маркса. 14 апреля 2019 года.

Фонтан в центре Комсомольского сквера. Ракурс слегка отличается, но Санитарно-эпидемиологическая станция и Госбанк на заднем плане снимков легко узнаваемы. 

На старой фотографии-открытке 40-50-х годов центром фонтана пока «владеет» сорванец детсадовского возраста. За пределами фонтана ситуацию контролирует гипсо-цементный «истукан» постарше (может быть это юный Володя Ульянов? в 30-е за «истукана» я бы ответил однозначно: в лагеря на червонец без переписки! успокойте меня, что это не Ленин…). 

На современной фотографии (20.04.2019) в центре фонтана теперь «растёт» Каменный цветок Данилы-мастера. Маленькая девочка в красной курточке, как и её сверстники из 50-х, думают что так было и будет всегда. Конечно, они ошибаются, просто дети во все времена любят фонтан.

Фонтан (1960-е).

Источник: https://ok.ru/tagilvovsehrakursah.

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

Фонтан «Каменный цветок» в Комсомольском сквере (фото Вячеслава Зеленского, 60-е).

Юля Вагина-Новосёлова 1968

источник: https://ok.ru/tagilvovsehrakursah

Для детей фонтан даже не работающий — объект для исследования.

  1. фото из семейного альбома Сергея Мякишева
  2. фото из семейного альбома…
  3. фото из семейного альбома…

(источник: https://ok.ru/tagilvovsehrakursah-Тагил во всех ракурсах)

У фонтана «Каменный цветок» в Комсомольском сквере (из семейного альбома Зеленских-Кропачевых, конец 60-х).

Скан с открытки (издание Свердловского отделения союзфото, 40-50-е)

Скан с открытки (издание Свердловского отделения союзфото, 40-50-е).

Скан с открытки (издание Свердловского отделения союзфото, 1950, фото Самойлова)

Скан с почтовой открытки (Н.-Тагильская артель «Новый путь» Облрембытпромсоюза, 1957, фото М.Воробьёва и Н.Меньшикова).

Открытка подписана как «Сквер Пионеров». Опечатка? Или в пионерском сквере стоял фонтан-близнец?  

Вот же он, родной. Один к одному!

Скан открытки из набора «Нижний Тагил» (изд-во «Советская Россия», Москва, 29.08.1967, зак.607, фото Б.Клипиницера).

Фонтан разверзся ожерельями серебряных струй (16.05.2019).

Кинотеатр Искра

На этой почти стерео-паре с разницей в 62 года изображена улица Ленина с видом на дом №19 (в левом «окуляре» — кинотеатр «Искра», а в правом — Отдел Управления Федерального казначейства по Свердловской области).

Старую семейную фотографию 1963 года представляет Н. Заводская (Дударь), а новую 2019-го — сайт https://aminoff.ru

Местоположение и направление съёмки на карте.

Ленина 19 (14 апреля 2109 года).

До революции по этому адресу обывателя удивлял движущимися картинками синематограф Хлопотова, а в советское время государственный кинотеатр «Искра» исполнял идейно-политическую миссию, воспитывая в народе презрение к деньгам. При современной капиталистической системе «важное из искусств — кино» изжило себя, зато деньги получили иное значение (мало сказать, что отношение к ним стало трепетным, они обернулись для многих смыслом бытия). Соответственно логике, сегодня здесь — казначейство. 

Улица Ленина по направлению к «Северному Уралу».  В 1960-е годы справа было трамвайное кольцо и кое-какие магазинчики по периметру. Вспоминаются: «Комиссионка», магазин «Овощи». Сегодня на этом месте пятиэтажный пассаж «Александровский». 

Улица Ленина. Прямо по трамвайному курсу — «Северный Урал». Слева бывший кинотеатр «Искра». Справа (за кадром) — «Александровский» и Кукольный театр. 29 апреля 2019 года.

9 мая 2019 года.

Кинотеатр «Искра» 

 Фильм «Овод» вышел на экраны в 1955 году. Следовательно демонстрация его в Тагиле случилась приблизительно в это же время. Так что датировать старую фотографию (из архива… ) можно с большой точностью.

Обратите внимание на рекламу фильма. Уровень оформления не просто хорош, а очень высок. Афиша сделана с изюминкой: сам Овод выполнен в виде плоского манекена с настоящими цепями (интересно, кто работал в те годы в кинотеатре художником?). В наши дни (20.04.2019) кино не так актуально, как впрочем и остальное искусство (совсем недавно здесь был неплохой художественный салон, но закрылся ввиду нерентабельности). Зато туризм расцвёл «махровым» цветом (в пику советскому времени россияне заявили о горячем желании отдыхать не только в саду на 6 сотках, но и за границей). Вот тут к их услугам, весьма кстати, «Горящие туры»! Торопитесь, граждане, сегодня уже 20 апреля, сезон не за горами! 

Здание кинотеатра «Искра», а точнее его современная трансформация. Впрочем, ещё правильней — конечная трансформация синематографа «Иллюзион» на 20 апреля 2019 года.  

В интернете нашёлся снимок (из архива… ) этого самого шахтёра, который стоял в те времена (как вспоминает Александр Чернышов) на трамвайном кольце , между овощным магазином и старой почтой. 

За спиной героинь стоит тот самый гипсо-цементный памятник шахтёру, а сейчас тут т/ц «Александровский» (скан из…)

 

«На этой фотографии в тёмной юбке стоит моя мама — Тамара Васильевна. Стройная, как берёзка! Ей тут лет 18-19», — рассказывает племянница Вячеслава Васильевича Марченко — Анна Журавлёва (Толстова).

Присели отдохнуть. Место выбрали в районе перекрёстка Ленина-Красноармейской, рядом с Комсомольским сквером, напротив кинотеатра «Искра». 

На исторической фотографии 40-х годов (из фондов городского исторического архива) более полно можно ознакомиться с местом отдыха (а скорее всего ожидания трамвая) семьи Марченко. 

На современных фотографиях (в виде покадровой панорамной галереи из 4-х снимков) можно увидеть этот участок со всеми изменениями, которые существуют на сегодня (22.06.2019).

Кукольный театр

Кукольный театр. Фото Евгения Шалгина (1971-73).

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

Вид на Кукольный театр. Наши дни (фото И.Аминова, 8,09,2019).

Дом купца Уткина

Дом купца Уткина, 1950-е.

(фото из городского исторического архива; источник: http://virtual.artmnt.ru)

Дом купца Уткина (60-е)

(скан из книги «Нижний Тагил». Средне-Уральское кн. изд-во. 1964. Свердловск, Малышева 24.)

Дом купца Уткина (1970).

(скан из книги «Нижний Тагил 250 лет». Средне-Уральское кн. изд-во. 1971. Свердловск, Малышева 24.)

Проспект Ленина, 21 (фото начала 70-х)

Дом купца Уткина, который в советское время никто не знал как дом Уткина (разве только кроме специалистов-краеведов). Тагильчанам этот красивый дом был известен как медучилище, магазин «Продукты» или, для более старших, как кинотеатр «Горн». Не считая, конечно, сведений об исторической миссии этого дома, почерпнутых из настенной памятной доски: в 1918 году в стенах здания находился штаб Красной гвардии.  

(из альбома Аминовых; источник: https://aminoff.ru)

При доме долгие годы неизменно присутствует киоск печати (раньше «Союзпечать», сегодня «Роспечать).

Улица Красноармейская с выходом на проспект Ленина. Дом Уткина состоит как бы из двух частей, непосредственно главного корпуса и вспомогательного, хозяйственного (вроде как в нём находился склад).  В советское время в складе (слева) открылся один из первых тагильских кинотеатров «Горн» (в 70-х он морально устарел и его закрыли; к сегодняшнему дню с этим пристроем расправились ещё и физически; освободившуюся территорию заняло новое здание из стекла и бетона). 

(из альбома Аминовых; источник: https://aminoff.ru)

Дом Уткина. Начало 80-х.

(из архива Людмилы Якимовой, племянницы рабкора газеты «Тагильский рабочий» И. Тараканова;  источник: https://tagilka.ru)

Дом купца Уткина (Ленина, 21) и «примкнувшие» к нему —  Страховая группа «Согаз» и  «Газпромбанк»

«Автовокзал» — автобусная станция пригородного сообщения.

(фото: А.Ф. Кожевникова, 1962 год; источник: https://historyntagil.ru/forum, загружено «d») 

Улица Арзамасская, здание бывших складов купца Уткина И.Ф. В советское время наа первом этаже устроили кинотеатр «Свобода», позднее переименованный в «Горн» (1920-е годы).

(фото из архива А.Ф. Кожевникова; источник: https://historyntagil.ru/forum, загружено «d») 

Кинотеатр «Горн».  На афише премьера фильма «Тень на дороге». Это социально-бытовая драма, снятая на киностудии «Грузия-Фильм» в 1956 году режиссёром Давидом Рондели.

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»)

Дом купца Уткина, зажатый ультрасовременными коробками из стекла и бетона.  Спорным мне кажется подобное соседство, но боюсь прослыть ретроградом. Тем не менее, так ли уж профессионально решён архитектурный ансамбль в этом конкретном случае?.. (8.09.2019) 

Пристань

Пристань на набережной у цирка.

Своё развитие пристань в начале улицы Первомайской получила, когда власти наконец поняли, что пароход на пруду в советское время годен не только для увеселения трудящихся, но может успешно выполнить функции пассажирского транспорта. Правда, когда они это поняли, прогулочная точка в парке уже давно перестала существовать из-за пришедшего в негодность парохода. Пришлось изыскивать иные пути. Да и время уже требовало речные суда не на паровой тяге.

На первой фотографии (фото Октябрины и Олега Гачеговых, 80-е годы) пристань запечатлена как уже давно свершившийся факт. Второй снимок отражает новый взгляд властей на этот же вопрос: в наши дни (22.06.2019) всё вернулось к тому, с чего начиналось — речному транспорту вернули увеселительную специализацию (поэтому на берегу нет и следа от пребывания тут причала). 

На этом фото (1986 год) в кадр попала повседневная работа пристани. Катера непрерывно курсировали между центром города и Старой Гальянкой и это казалось тогда настолько   рутинным делом, что непонятно по какой причине неизвестного фотографа привлёк этот кадр.

(источник: http://historyntagil.ru/forum/index.php?topic=1602.0 — misty)

 

Главная пристань водного пути, связывающего два берега, находилась напротив цирка. Был оборудован не только крытый павильон ожидания, но даже что-то вроде «корабельного дока» (фото И.Аминова, 1987 год).

Вид на ул. Уральскую (нынче Горошникова) с балкона хрущёвки-пятиэтажки (наверное, не так давно возведённой) №72. Вдалеке, за частными домами мы видим на швартовке у пристани катер. Справа уже во всю строится цирк (видимо башня, похожая на маяк, это башенный кран). Трудно поверить, что такая набережная была ещё в начале 70-х. Но катер узнать очень легко…

Фото Евгения Даринцева. 1970-74 гг.     

Пристань с высоты птичьего полёта. Конец 80-х — начало 90-х. Источник: https://ok.ru-Тагил.Фото.

На этом снимке мы можем с огромной точностью рассмотреть местоположение нашего причала.

Ещё один вид с высоты (скан с открытки).

На этом снимке мы видим пристань со стороны набережной от фонтана. 

Неприметный, заросший участок берега — это и есть бухта, где когда-то швартовались катера, осуществлявшие переправу. Именно сюда направляется, пробираясь сквозь кусты, случайный прохожий в красной куртке.  А может такой же исследователь как я… 

На берегу сохранился асфальтированный отрезок тротуара, который начинается с неожиданного места и так же неожиданно обрывается. Это остатки подхода к пристани, к которой можно было подойти по трём спускам: на первом снимке — спуск слева, на втором — справа. Был ещё центральный сход в виде крутого лестничного марша, но он срыт до основания (видимо эти бетонные блоки как раз остались от него). 22.06.2019.

Заброшенный левый спуск (от набережной за цирком) к бывшему причалу (17.08.2019).

Знает ли молодёжь, куда вели эти ступеньки или хотя бы задаётся ли вопросом о странном спуске и тупиковой дорожке, затрудняюсь ответить…

Фото Игоря Аминова.

Центральный лестничный спуск к бывшему причалу. Начинался как продолжение площади перед цирком (по виду копировал спуск на набережную — лестничные марши, ограждённые бордюром из сцементированных блоков гранита; отрезок бордюра как образец лежит слева ещё нетронут). 

Сейчас спуск старательно раскурочен (зачем, почему, с какой целью — не ясно; мог бы ещё пока послужить хотя бы для рыбачков).

Буквально месяц назад  ограждён металлическим забором (оно и понятно: после дождя на месте раскопок непролазная грязь — можно вызвать сель). 

Правый спуск к причалу. Фактически это начало (конец) улицы Первомайской (И. Аминов, 22.06.2019).

Экскурсия будет не полной, если мы проигнорируем противоположный берег на Старой Гальянке. Стрелкой показано место, куда из года в год ходил трудяга-катер. Каков к исходу службы значился его грузо-пассажирский объём, можно только гадать (да надеяться на архивы)…

 

Так выглядел причал на Старой Гальянке в далёкие 80-е годы (фото: И. Аминов).

По причине того, что эта пристань являлась фактически лишь местом посадки-высадки, площадка была оборудована только дощатым настилом (к которому швартовался катер), да будкой на случай дождя. С развитием частного бизнеса в 90-х здесь открылся ларёк с известным для тех лет набором продуктов: дети помнят турецкую жвачку «Турбо», а взрослые — ликёр «Амаретто» (фото 1984 года).

Сегодня берег гальянского причала заброшен во всех смыслах. «Берег левый, берег правый…» (хотел процитировать Твардовского из «Василия Тёркина» но вовремя притормозил, не туда занесло)… Хотя, тут такое же запустение, будто фашист из гаубиц утюжил не меньше, чем на войне.

Бетонная площадка с кафельным полом, это след того самого ларька. — атрибута 90-х. Железная будка исчезла бесследно, кажется только аромат мочи от него воспоминанием носится в воздухе.  

Катер ПП-10. Начало 90-х (фото Игоря Аминова).

Новый государственный строй шагнул через порог, но Минречтранс то ли ещё не осознал, то ли торопился прихватизироваться, то ли просто «оскал дикого капитализма» не дошёл до провинции, на месте всё шло своим чередом. 

Даже не смотря на то, что на Старую Гальянку уже вполне стабилизировался автобусный маршрут №12 и люди привыкли к трамваю №14, переправа продолжала работать за те же деньги и за ту же, часто не регулярную, зарплату. У-диви-тель-но!..

(стоп-кадр с видеозаписи оператора Дворца Бракосочетания, 1995).

Прощальный круг (фото: изд-во «Своё дело», 2005). 

Удивительно и грустно. Ещё печальнее становится, когда коснёшься начала этой истории, полной почти нечеловеческого оптимизма (да, нам сегодняшним, советский оптимизм тех лет кажется запредельным и даже лишённым… здравомыслия). Прочувствуешь надежды ушедших поколений и становится неловко за нигилизм и равнодушие пришедшей эпохи. Но… хватит описывать свои личные ощущения. Просто чуть-чуть окунёмся в прошлое, далёкое и близкое..

Так это начиналось.

Водная переправа через Тагильский пруд. (фото 50-х; источник: https://mstrok.ru).

 Судя по количеству пассажиров на борту катера и многочисленной группы ожидающих на берегу, можно не сомневаться, что «речной трамвай» в то время был востребован сверх меры. Казалось бы, катер для Тагильского пруда, — что здесь необычного. Но если покопаться в этой рядовой истории, выяснятся весьма интересные детали. Не буду никого утомлять собственным красноречием, просто передам слово необычайно интересному краеведу, автору проекта «Город-ЛабириНТ» Дмитрию Кужильному… 

«Сейчас трудно представить, что до 1953 года такое понятие, как «общественный транспорт», жителям Гальянки было знакомо только понаслышке… Для того чтобы хоть как-то облегчить жителям Гальянки дорогу на работу и с работы, руководство заводов вместе с горисполкомом организовало переправу через Тагильский пруд. Было построено несколько больших лодок-«плоскодонок», вмещавших по 10–12 человек. Лодки были вёсельные, а перевозчиками в основном были женщины. Только в 1951 году для лодок были приобретены моторы. Занимались водными перевозками и в частном порядке. За доставку через пруд брали от 50 копеек до рубля (в дореформенных ценах 1961 года)…

Первый катер начал работать на городской переправе только в 1957 году… На обеих сторонах пруда были выстроены пристани, набран штат, составлено и утверждено расписание движения судов. Цена билета за одну поездку была установлена в размере 50 копеек. После реформы 1961 года поездка стала стоить 5 копеек…

(«Старая Гальянка: улица Верескова, бывшая Симбирская», Дмитрий Кужильный и Сергей Волков специально для АН «Между строк», 20.01.2108, https://mstrok.ru/news/social/city-labyrinth).

Популярность переправы перекрыла все ожидания. Неизвестно рентабельно это было с точки зрения коммерции (при цене-то 5-ти копеек за билет) или нет (в советское время выгоду измеряли иными категориями). Но катер всегда был забит под завязку и денежек у кондуктора к концу смены накапливалось (хотя бы на соляру). 

Фото, по всей видимости, конца 50-х — начала 60-х (источник «Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

«Речной трамвайчик» ПП-10 (фото 60-х; источник: https://mstrok.ru).

У этого катера не было имени собственного. Быть может в душе он мнил себя «Отважным», «Буревестником» или даже «Варягом», но вот снова и снова капитан, он же штурман и матрос в одном лице, старательно выводил на борту чёрной краской «ПП-10». Если б катер знал, что в своё время «Минречтранс РСФСР наотрез отказал городу в выделении речных судов по причине «отсутствия рек, пригодных для организации переправы» и только благодаря директору Горкомхоза Владимиру Ярошенко» это стало возможным (https://mstrok.ru), то он бы иначе взглянул на свою ценность. Как говорится , не имя красит…  

Пристань на Тагильском пруду на набережной у цирка (из семейного альбома Натальи Заводской (Дударь), 60-е годы).

Весёлые подружки ждут катер: он вот-вот причалит. Справа вдали по берегу виднеется школа №38, а слева — №64. 

В настоящее время серьёзной пристани (с кассой, с крытым залом ожидания) на пруду нет, как нет постоянных рейсов речных трамвайчиков по расписанию (где сейчас сами катера неизвестно; видимо давно безжалостно порезали на металлолом). Сама необходимость соединить два берега водным маршрутом со временем потеряла смысл, превратившись в развлечение. Поэтому по пруду ходят только прогулочные веранды, которым, для забора очередной порции отдыхающих в парке Бондина, достаточно для швартовки простецкого дощатого причала.

А спроси меня, я скажу, что для такого города как наш, этого недостаточно. Серьёзная пристань со всеми атрибутами ожидания — с буфетом, залом ожидания и кассой — нужна. Может хватит зазывалам бегать по парку и хватать нас за рукава, приглашая к прогулке?..

Вот он, родной! Люди его ждут на пристани, глазоньки просмотрели, а он тут прохлаждается, мыс Корабельный подпирает и в ус не дует (70-е; из архива…)
Господи, верни советское время — время, хоть и богохульное, но неспешное, время сладкого ожидания несбыточного чуда под названием коммунизм!
Я — за, а вы?

Закончилась летняя навигация и корабли встали на зимнее время  на прикол. Рано или поздно пройдут морозы, катера расчехлят и судоходство восстановится.

Фото тагильского художника Вагина Евгения Ивановича, 70-е.

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото.»Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

А пока на переправе, не отступая ни на йоту от водного маршрута действует пешеходная «дорога жизни»: местные жители протоптали тропинку на льду и теперь всю зиму будут пробираться вдоль бортов, вмёрзших в пруд, катеров. Никого это не смущало, — все знали, что весна наступит всему назло. Но кто мог предположить тогда, что однажды водной переправе придёт самый настоящий «кирдык»?..

Фото Игоря Аминова. 1984 год.

Каким-то образом сюда занесло быстроходную «Украину». Такого судна, увы, я не помню на просторах Тагильского пруда, хотя, как известно, с 1957 года администрацией города на пруду было инициировано ещё несколько плавучих средств. Вполне возможно «Украина» была в этой команде. Лично мне вспоминается другой, менее привычный профиль для тех лет — катер, у которого была 2-х этажная рубка. Он работал буксиром для веранды по маршруту до горы Палёной.   

Фото 70-х (источник: http://historyntagil.ru) 

«Украина» у причала (фото 70-х, источник: https://ok.ru/tagilvovse — «Тагил во всех ракурсах»)

«Украина» швартуется в акватории парка им. Бондина. Теперь не скажешь: не знал, не помню. Вот он, — красавчик, — выполняет конкретные обязанности!

Фото 70-х (источник: http://historyntagil.ru) 

А вот ещё один снимок «Украины». На просторах Тагильского пруда. Фото из Государственного архива Свердловской области. 

Как сегодня реагировали бы тагильчане на столь одиозное нынче название. Наверное можно было бы легко предположить негативное отношение. Деяния бандеровцев, боевые действия ВСУ против ДНР и ЛНР, справедливое возмущение на это российской общественности плюс нагнетание истерии некоторыми телепрограммами и обильный «соловьиный помёт» сделали всё это вполне возможным. Возможно может нашлись бы чрезмерно настроенные  патриотически граждане, которые потребовали бы переименования корабля. Хорошо, что до этого не дошло: нет причины, нет и дела…

На этих снимках снят как раз тот самый буксир, который осуществлял «дальние маршруты». Сейчас сложно говорить каков был его полный путевой лист и выходило ли его плавание за пределы простого следования к горе Палёной и обратно. 

(фото Геннадия Дмитриевича Инишева; источник: https://ok.ru/tagilvovsehrakursah)

На веранде до горы Палёной (середина 80-х).

«Палёная гора — гора в Свердловской области, на юге Нижнего Тагила. Гора расположена в верховье Тагильского пруда, возле изгиба русла реки Тагил возле устья реки Леба. Гора полностью покрыта лесом, местами на склонах имеются небольшие голые скалы. Палёная гора дала название району Нижнего Тагила, всей местности у изгиба реки с западного её берега. У подножья горы, возле пруда располагаются(?) четыре базы отдыха местного значения. В советские и 1990-е гг. сюда с пристани Центра города ходил паром. Теперь до горы можно добраться только на машине» (Материал из Википедии — https://ru.wikipedia.org).

Вид на пристань со стороны Старой Гальянки в 1974 году (фото Станислава Шульпина) и спустя 45(!) лет (фото Игоря Аминова, 28.06.2019). 

Прямо по центру (на фотографии) проходил поперёк пруда маршрут речного трамвая.

Катер серии ПП-10 (фото Тимофея Дубинина, 2002 год).

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

Возможно катер уже давно не выполняет регулярные рейсы между берегами и в этот момент всего лишь пытается остаться на плаву, хотя бы в качестве прогулочного судна. Швартуется он у временного понтона в районе роддома (как видно на фотографии вдалеке старого причала уже нет).

Пароход «Тагилъ» у Демидовской дачи (фото конца XIX века; из коллекции краеведа Алексея Хлопотова). И этот же участок начала XXI века.

Адмиралтейский катер «Сотников» вместимостью 25 человек. 

Конечно, это не «коренной тагильчанин» и попал он в Тагил уже в наши дни, но для тех, кто помнит родной ПП-10…  (фото: https://vk.com/paromvtagile).

Добро пожаловать! Флотилия Сорокиных, организует экспресс-круизы  по пруду. За отдельную плату десантирует на другой берег и даже на гору Палёную. Соглашайтесь, друзья, или придётся дать кругаля. Сомневаюсь, что быстрее… 

 

Демидовская больница

ПБудем считать этот короткий фото-экскурс как бы данью памяти советскому прошлому наших родителей: они построили Советский Союз, выиграли войну и подняли страну из руин.

На данной фотографии 1951 года мы видим «демидовскую» больницу, у входа которой установлен бюст Сталина (из семейного альбома Аминовых; https://aminoff.ru).

Скульптура богини Скорби из усыпальницы Демидовых у входа в больницу (снимок 1976, из семейного альбома Кропачевых; https://aminoff.ru). 

2019 год. Демидовская больница в наши дни. Территория осиротела. Ждём достойного героя в камне или бронзе (фото Игоря Аминова).

Театральная площадь

Удивительно, дом справа по Пархоменко №1 уже стоит, а баня (или пожарка?) справа по Пархоменко ещё не снесена.

Магазин "Малахит"

Ювелирный магазин «Малахит» (1980-е, из архива Николая Логинова).

Для города советских времён эта торговая точка, не менее знаковая, чем многие другие учреждения… культурного назначения. Поэтому не удивительно, что в орбите Театральной площади «Малахит» равнозначно участвует наряду с Драмтеатром и  кинотеатром «Родиной». К примеру, вы могли бы представить на этом участке в то время магазин «Замороженная рыба»? Лично я не могу такое даже предположить, хотя свежая рыба была не менее дефицитна, чем золото. Здесь тагильчане покупали свои обручальные кольца. Наверное многие в молодости прошли по известному кругу прежде, чем заскочить в «Малахит»: лавочка у Черепановых — киношка — Драмсарай — «золотая» очередь. 

Что сегодня выкинули? Цепочки или серьги-«самоварчики» рижского ювелирного завода?    

Тот же объект в наши годы. И так же связан со златом. Сегодня здесь расквартирован Банк ВТБ. 

28 мая 2019 года.

Остановка Родина

Кого-нибудь может удивить, почему я задержался на этом, в общем -то не примечательном и слабом композиционно кадре. Меня привлёк… киоск за плечами наших героев. Этот пятачок с левой стороны кинотеатра «Родина» всегда арендовался какой-либо мелко-штучной торговлей. Менялись эпохи — менялся внешний вид киосков. В своё время мы не замечали их, а сейчас воспоминания о них вызывают ностальгию. Часто и продавщицы (тёти Дуси или тёти Тамары) в этих киосках остаются у нас в памяти до сих пор как родные.   

На фотографиях люди не стареют. В труху и ржавщину превратился трамвай, от киоска не осталось и следа, мало у кого на комоде сохранились безделушки из этой торговой точки, а молодёжь 60-х стала стариками. 

«Путешественник во времени» поверни голову, возможно, бабушка, спешащая на трамвай, — та самая красавица, которую ты тогда не заметил.

(фото М. Люханова, 60-е, из архива детского дома №1…  и фото 2019 года)

На остановочном комплексе у торговой точки присели на минутку старички. Они наверняка помнят шестигранную будку, которая тут стояла.  В 1960-м им было столько же как ученикам со старого снимка.

Городская трибуна

Городская трибуна. 1979 — 2019. 

40 лет прошло. Развалился СССР, Латвия ушла в глухую независимость. Политика сделала своё дело: о латышских «РАФ»-ах осталось одно воспоминание, на дорогах прочно закрепился российский «ГАЗ». 

Две маленькие справки: 

Первая партия серийных микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия», приуроченная к открытию XXV съезда КПСС, выехала со сборочной линии рижского автозавода в декабре 1975 года (Википедия-https://ru.wikipedia.org). 

Серийный выпуск первого поколения микроавтобусов марки ГАЗ был налажен в марте 1996 года на Горьковском автомобильном заводе. На маршрут вышла «ГАЗель» Газ 32212 (Википедия-https://ru.wikipedia.org).

1. из семейного архива KostKG, 1979; источник: https://pastvu.com/p/395001

2. современное фото, 2019; https://aminoff.ru       

22 июня 2019 года (фото И. Аминова)

GIF-баннер над трибуной призывает «пострадавших от действий некоего кредитного юриста солидаризироваться для совместных действий по защите своих законных прав». Господа, как это приземлённо и скучно. Послушайте какие лозунги красовались здесь 40 лет назад: «Дело Ленина живёт и побеждает!». Дух захватывает!

Городская трибуна.  1979 — 2019.

«Дело Ленина живёт…», а капитализм побеждает на всех фронтах (просто кто-то что-то продал, а кто-то купил). Надо признать, что побеждает без особой агрессии: купля-продажа творится в открытую при добровольном согласии, то есть абсолютном непротивлении сторон. 

Стоит обратить внимание на примечательный факт — на городской трибуне до сих пор сияет советский герб отлитый из чугуна на НТМК им. В.И. Ленина. Как бы там ни было, в этом положении вещей есть какой-то позитив…

1. из семейного архива KostKG, 1979; источник: https://pastvu.com/p/394999

2. современное фото, 2019; https://aminoff.ru  

Горный техникум

Вход на территорию Горно-металлургического техникума (из семейного альбома Стариковых). Судя по украшенной трибуне (она выглядывает из-за забора; говорят, что раньше трибуну возводили временно напротив памятника Черепановым) семья вышла на празднование 1 Мая — Дня солидарности трудящихся.

Развёрнутая картинка (20 апреля 2019 года)

Справа трибуна. На трибуне до сих пор красуется чугунный герб СССР. Может руки у властей не доходят, может коммунисты лоббируют. 

Через 11 дней Первомай. Без всякой помпы, без демонстраций, без солидарности. Как простой выходной. Труд перестал радовать?

Горно-металлургический (техникум) колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых. 

На старом снимке (из семейного альбома Альбины Михайловны Кузиной-Ножкиной, 1953) и  на современной фотографии фасад не изменился, как не меняется уже более сотни лет. Зато мы с интересом можем наблюдать те метаморфозы, которые произошли со скульптурными композициями у главного входа в техникум. Во-первых, исчезли памятники Ленину и Сталину у дверей. Но «пострадали» не только политические фигуры, центральная гипсо-цементная группа в виде целеустремлённой молодой парочки, была заменена на «холостого» шахтёра. 

Горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых. 16 мая 2019 года.

Магазин "техническая книга"

ПГорно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых. 16 мая 2019 года.

50-е годы. Улица Ленина выглядит ещё куцо. Новые постройки соседствуют с деревянными домами. Но магазин «Техническая книга» уже работает.

(из альбома… ) 

2 августа 2019 года. «Техническая книга» уже даже не «Буккнига», она вообще не книжный магазин. «Салон часов» вместо него видимо напоминает нам, что ничто не вечно…

Прогулка продолжается. Улица Ленина возле стоматологической поликлиники. 

Интересно, в 1960 году тут тоже рвали зубы или вместо этого «жестокого» учреждения функционировало что-то другое?  

Знакомый ракурс спустя 59 лет (22.06.2019).

Городской пляж

Городской пляж на берегу Тагильского пруда. В 70-е годы это был весьма обширный, но скромный с точки зрения ландшафтного дизайна и пляжного оборудования, участок. Он был  засыпан песком, густо прореженным мелкой речной галькой, не очень приятным для ходьбы босиком. Тем не менее пляж был настолько любим горожанами, что даже не в совсем жаркие дни был забит под завязку. В наши дни площадь пляжа уменьшилась, превратившись скорее в прогулочную зону, чем в место для купания и солнечного загара 

Городской пляж конца 1960-х.

Скан из книги «Нижний Тагил. 250 лет». Средне-Уральское книжное издательство, 1971, Свердловск, Малышева 24. 

Вот так людно было на пляже в советское время. Не надо искать в этих словах политического подтекста, это всего лишь констатация факта и простое сожаление, что тагильчане сегодня склонны игнорировать такое семейное общение, предпочитая отдыхать на лазурных берегах турецкого побережья.

Фото Евгения Шалгина (1971-73). Источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени  

О, «лягушатник» нашего детства! Когда мы тайком от родителей сбегали на пляж, то барахтались не в деревянной купальне, а на отмели как взрослые, свысока поглядывая на своих сверстников, которых под приглядом, словно под конвоем, водили в этот манеж. Конечно, мы же не малышня, какая-то!..

Фото Евгения Шалгина (1971-73).  

Интересно прогуляться по пустынному пляжу в неурочное время. Кажется всё ещё слышатся взвизги детей и всплески воды.
Фото Евгения Шалгина (1971-73).

Пляж на берегу городского пруда («Нижний Тагил». Средне-Уральское кн. изд-во, 1977; фото: В.Каушанова,  А.Комякова)

На территории пляжа была организована точка по продаже прохладительных напитков и другой снеди. Сервис по советски, но здорово! Однако даже в океане радости, не то что в маленьком пруде, иной раз случаются печали: девочке не хватило мороженого…

Фото Евгения Шалгина (1971-73).  

Фото пляжа ( со стороны «моржатника») в разные эпохи с разрывом в 45 лет.

Один из пляжных дней советского прошлого конца 60-х — начала 70-х.

(фото из Государственного архива Свердловской области).

В 90-е годы, вошедшие в отечественную историю как «крутые» или «бандитские» тагильский пляж претерпел первые изменения: на его территории появился несколько странный бункер. В официальной версии это было кафе, но людская молва утверждала, что здесь было пристанище авторитетного в определённых кругах человека. По крайней мере, вряд ли отдыхающему пляжнику удалось бы утолить здесь жажду…  

(фото Станислава Шульпина, 2016; источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

1990-е годы. Фото Ю.Н. Смирнова (https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени).

Где-то происходили бандитские разборки, где-то за «крышевание» раскручивали на бабки  «ларёчников» и «челночников», а на пляже все как будто забывали, что настали непривычные для работяг времена. 

В 2000-е над «бункером» появилась надстройка, а бетон спрятался за декоративную плитку. Взметнувшееся рядом суперсовременное здание отеля, уже окончательно изменило лицо пляжа (фото И.Аминова, август 2019).

Вид на пляж с высоты птичьего полёта.

(фото Дмитрия Викторовича, 2018; источник: https://vk.com/skytagil)

Улица Заводская

Улица Заводская. Пересечение с улицей Октябрьской революции. Район продуктового магазина «Восток». 1960-е.

Полномасштабная планировка набережной на момент фотографирования более 50 лет назад пока не осуществима из-за того, что на берегу пруда всё ещё функционирует частный сектор. В наше время набережная почти добралась до этого перекрёстка (правда её художественно-эстетическая часть пока притормозила у отеля «Демидов Плаза»).

Слегка изменённый ракурс: фото с правой стороны дороги (1.04.2019, фото И.Аминова)

Магазин «Восток» (1960-е годы).

Общий вид. Площадь на пересечении улиц Заводской и Октябрьской революции. 1 апреля 2019 года. Фото Игоря Аминова.

Слева мы видим жилой многоквартирный дом с магазином на первом этаже. Раньше здесь располагался знаменитый «Восток» (сейчас — продуктовый магазин сети «Магнит» и экипировочный центр «Хоккей плюс»).  Вдалеке слева высится отель «Demidov Plaza».

Улица Октябрьской революции (1960-е годы).

Автовокзал

Автовокзал.  

Первый снимок (источник: http://ntgia.ru / K-1-1FA-10-31) сделан (судя по изобилию такси ГАЗ-24) в конце 70-х. Советский перрон выглядит скромно, но в том, что площадь «дышит» есть некоторая прелесть. На современной фотографии (1.04.2019) автовокзал «забит» навесами, но за заботой о комфорте посадки-высадки и защите пассажиров  от неблагоприятных погодных условий, все эти павильонные конструкции создают ощущение задавленности.

Общий вид. 1 апреля 2019 год.

Яндекс.Метрика