Меню Закрыть

Парк культуры и отдыха металлургов

фото: makeev-dv.livejournal.com

Тагилстроевский район создавался в 30-е годы как временный жилой посёлок для работников Металлургического производства. Ведь «Техпас» (как именовали его местные) находился фактически на территории завода и для полноценной жизни советских трудящихся вряд ли годился. Например, 1-я площадка, где я родился, была расположена метрах в 20-30 от железнодорожной насыпи, а моё новое жильё на Гастелло 17 даже до середины 60-х находилось в квартале от ж/д путей, там, где сегодня раскинулся Гвардейский бульвар. Поэтому постройки в виде засыпных одноэтажных бараков, неудобных во всех отношениях, никого не смущали и воспринимались всеми как временные трудности, связанные со становлением нового государства. Кто же знал, что грянет война и новые тяжёлые времена захлестнут страну.

Но гражданину великого СССР негоже было отчаиваться и унывать, тем более что, и душа человека, находящаяся вне политики, в любых условиях жаждет счастья и любви. Люди искали и находили способы отдыхать после трудового дня. Не известно по чьей инициативе образовался парк отдыха рабочих завода. Это могло быть и стихийным действом и действом организованным. Во всяком случае, территория нынешнего парка, вытянутого по всей длине улицы Металлургов, была облюбована народом как удобное место для прогулок, воздыханий и выяснения отношений. Властям только и оставалось это место для массовых гуляний легализовать и придать ему официальный статус, дабы подчеркнуть руководящую роль партии, местной администрации и руководства комбината.

Построенный в 1952 году Дворец культуры металлургов окончательно узаконил не только место отдыха заводчан, но и утвердил само постоянство Тагилстроевского района. Теперь уже предстояло забыть о проживании при заводе как о временном, а все массовые мероприятия строго подчинить регламенту и правилам советского отдыха. Наверное, так вкратце можно описать историю рождения тагилстроевского парка.

А затем была банальная «рутина», свойственная объектам подобного назначения, по организации праздничных мероприятий идеологически-выдержанного характера и обеспечению жителей района полноценным отдыхом. Парк обзавёлся своим летним кинотеатром, всевозможными павильонами для увеселения и самообразования трудящихся, игровыми и спортивными аттракционами, собственным фонтаном и парковыми скульптурами. На территории парка нашли пристанище стадион, корт, бассейн, парашютная вышка и тир. Но особенно Тагилстроевский парк удивлял своими воистину впечатляющими размерами: он протянулся фактически на всю длину улицы Металлургов почти от проходной НТМК до конечной трамвая! Таким рекордом не может похвастаться ни один парк Нижнего Тагила!

Неоднократно зона отдыха перестраивалась, обновлялась и дополнялась, но основной парковый ландшафт не претерпевал коренного изменения. Аттракционы так же оставались в интерьере на тех же самых местах, лишь время от времени меняли свою электро-механическую начинку, да обретали более современный дизайн.

На памяти советских металлургов сохранились только два заметных события, которые изрядно меняли облик уже «устоявшегося» парка. Это строительство собственного цирка-шапито и переселение танцплощадки с периферии (за стадионом у Горячки) поближе к центральному входу. В остальном поколение за поколением мы гуляли по одному маршруту и по одной программе. Реперами, скрепляющими основу парка, всегда оставались – скульптура Ленина перед деревянным мостом, сам мост, концертный павильон, летний кинотеатр, фонтан и схема аллей.

Катастрофа (по мнению одних) и долгожданное преобразование (по мнению других) случились с парком в 90-х параллельно со сменой в стране государственного строя. Первым делом было решено реконструировать парковую зону в духе, так сказать, «либерализма». Для идейных вдохновителей этого замысла почему-то веяние времени ассоциировалось с минимализмом. Согласно этому были вырублены все деревья и кустарники, которые на субботниках были высажены с любовью нашими родителями. Теперь мы можем только вспоминать о море боярышника, который превращал осенний парк в разноцветье красных плодов и золотой листвы! Вместо «неказистых» аборигенов местной флоры пришли декоративные ели. Когда-нибудь они, конечно вырастут в стройных красавцев. Но… сейчас парк выглядит лысым и пустым. Наверное, это тот случай, когда хочется быть консерватором и изо всех сил держаться за старое.

Возьмём, к примеру, аттракционы, — они вообще выведены из парковых услуг. А ведь было время, когда Парк Металлургов по их количеству мог легко конкурировать с Центральным городским парком им. Бондина! Теперь же на Тагилстрое вместо парка мы видим нечто СКВЕРное. Да, годится для мамаш с колясками и пенсионеров, но для активного отдыха возможность круто ограничена.

Алло, люди, дайте детям настоящий парк, а не скучный сквер!

Впрочем, не подумайте, что это брюзжание ретрограда. Это частное мнение на сиюминутное. Хотя, конечно, не исключено, и давление на моё сознание ностальгии, мешающей объективно воспринимать реалии. Будем надеяться, что в будущем картина кардинально изменится. И пока это замышляется, давайте прогуляемся по парку нашего детства…

Центральный вход в Парк культуры и отдыха металлургов.

Чтобы зайти на территорию парка не обязательно нужно выбирать центральный вход. Можно пройти через ворота по обеим сторонам Дворца культуры НТМК и запасные малые ворота с правой стороны от бассейна. Но мы будем не мы, если проигнорируем главный вход, который величественно раскрылся напротив улицы революционера-утописта Чернышеского.

Нынче, конечно, картинка чуть изменилась (для современного Тагилстроя совершенно случайно; вместо школы №5 справа возвысил свои купола Храм Сергия Радонежского), но в общем (по левой абсолютно первозданной стороне) дорога легко узнаваема.

07 марта 2011 года (фото Игоря Аминова).

Какая удача, что «дизайнер» поработавший над фонтаном (а точнее похоронивший его под грудой камней) не стал дополнительно настаивать ещё и на ультрасовременном решении центрального входа в парк.  Иначе испанский архитектор Антонио Гауди от зависти перевернулся бы в гробу.

Вход в парк. Июль, 2010 год (фото И.Аминова)

Вход в парк с высоты крыш.

Скриншот с камеры онлайн-наблюдения (источник: http://stagila.ru/ru/cameras) 14 марта 2019.


У выхода из парка 1971 год.

У выхода из парка. 

Из семейного альбома Аминовых. 1981 год

Выход из парка. 1967 год.

(из архива…  Ф. Ф-1. Оп.50. Д.341. Л.76)

У выхода из парка. 17 марта 2019 года.

… Впрочем, начнём по порядку и выберем для первой прогулки в парк год… 1935-й. Да-да, не успели достаточно обжиться строители металлургического завода, но не стали забывать и об отдыхе после ударного труда. Пока здесь фактически лесной массив, но тропки уже основательно протоптаны. 

 (источник: https://historyntagil.ru

Лето 1946-го года.
Буквально неделю назад «Нижнетагильский городской исторический архив» подарил нам к 85-ти летнему юбилею Тагилстроевского района возможность заглянуть в парк послевоенный, скромно обустроенный, но вселяющий в героических тружеников оптимизм на будущее. (НТГИА. Ф.69.Оп.1.Д.209.Л.83).

Год как закончилась Великая Отечественная война. Пора отдохнуть от нечеловеческих усилий под лозунгом «Всё для Победы!». Наши родители заслужили этот праздник.

(источник: «Нижнетагильский городской исторический архив», Ф.69.Оп.1.Д.209.Л.72)

В 1953 году видимо со строительством ДК НТМК было решение связать в одном комплексе парк и дворец и выполнить этот проект в одном ключе. Так вокруг парка было сделано окружение из высокой узорной чугунной ограды (благо война закончилась и оборонный металл освободился для мирных дел). А на месте центрального входа соорудили арку как полагается в стиле «сталинского ампира».

Такой вход не манить не может. Надо только заплатить 50 копеек! 

(скан с открытки нижне-тагильской артели «Новый путь» Облрембытпромсоюза, фото М.Воробьёва и Н.Меньшикова) 

Что ж, не пожалеем 5 новых деноминационных копеек и войдём в парк, перепрыгнув 15 лет.

У центрального входа нас снова встречают советские вожди — Ленин и Сталин (к сожалению, фотограф его на этом снимке  не захватил, но он в своё время стоял справа).

Могли бы встретить, но… после хрущёвского доклада на ХХ съезде КПСС о культе личности Сталина в 1956 году, соратника Ильича с постамента скинули и Ленин был перенесён в центр парка к мосту через Панкратовку.

(Из семейного альбома Чернихович, 1961 год)

На современном снимке, понятно, что Лениным (и уж тем более Сталиным здесь и не «пахнет»). Единственным ориентиром, может послужить только стена летнего кинотеатра под открытым небом. На заднем плане она неприкаянно так и маячит до сих пор (непонятно по чьей прихоти; сегодня она абсолютно не функциональна). Впрочем, НТМК вдали тоже на месте, хотя мартеновских труб уже нет (их подорвали контролируемым взрывом).

30 мая 2019 года.

Владимир Ильич Ленин.

В те времена куда было без Ленина? Конечно, бездумно прошвырнуться по парку трудящиеся могли и без вождя пролетариата. Но полноценно отдохнуть и культурно провести время без «вечно живого» Владимира Ильича, уж поверьте, никак было невозможно!

«Наше всё» стояло у моста через Вонючку-Горячку (то бишь, по нынешнему благородному, через Панкратовку) и смотрело в сторону фонтана. Слева находился аттракцион «Карусель», а справа — «Игротека». 

Снимок сделан в июле 1967 года (фото Игоря Аминова).

Местоположение на карте места, где с 60-х до конца 80-х стоял Ленин, переехавший от центрального входа.

Сегодня коммунистическая идеология, мягко говоря, не в особенном почёте, но, согласитесь, смена власти сама по себе, но какой-нибудь истукан просто напрашивается на это освободившееся место. Иначе, кто нам скажет: «Правильной дорогой идёте, господа»? Я бы отдал предпочтение Винни-Пуху…

А тут и новость к теме поспела. Услышал, что в Госбанке России вышла монета, посвящённая этому мультяшному герою. Кто бы мог подумать, ведь в нумизматике СССР в приоритете был Ленин. Но вот, что интересно: Ильича чеканили в никеле номиналом в один рубль, а Винни-Пуха удостоили металлическим 25-ти рублёвиком. А коли так, любой ребёнок скажет, — значит Винни-Пух сегодня всех главней.

На перекрестии этих дорог и стоял наш Ленин, указывающий трудящимся Советского Тагилстроя правильный путь: налево пойдёшь — ко льву придёшь, направо — головоломки найдёшь, а прямо пойдёшь — речку не вброд, а через мост перейдёшь, да ко дворцу придёшь.

Прекрасный был указатель, господа-товарищи. Политика политикой, но так и заблудиться в парке можно.

Ладно, говорим мы себе, и продолжаем экскурсию. И вдруг выясняем, что снимки с разницей почти в 40 лет объединяет отсутствие на заднем плане… Ленина. В этом ничего не было бы удивительного, если бы между снимками не имелось огромного различия — разность государственных строев. Почему Ленин не украшает парк сегодня — этот вопрос не требует разъяснений. Но почему Ленина не было в парке в 1981 году, когда был ещё жив Брежнев и никто и духом не ведал, что Советский Союз может гикнуться, — это вопрос вопросов. Судя по моей тогдашней физии, я не очень заморочился  этим фактом. Но сегодня мне очень интересно: что же произошло 40 лет назад?

P.S. Появилось мнение, что Ленин в 1981 году просто спрятался за… моей могучей спиной.

А лев? Кому помешал Лёва? Кто-то скажет, ваш гипсоцементный лев для сегодняшнего дня — это анахронизм и место ему в… Африке. Возможно и так, но наш гордый лев — это грёзы суровых уральцев о пальмах, ананасах и знойных пляжах, о том, чего так нам не хватает в долгие уральские зимы, и что было не доступно советскому человеку (если конечно, он не оказывал братскую помощь какой-нибудь Анголе). Ну, так ответствуйте, как тогда обзывается ваш рационализм, в котором нет места мечтам?

Мой отец всегда был накоротке со львами. Одна из таких обыденных встреч запечатлена в июле 1966 года. 

Из семейного альбома Аминовых.

Между этими, чудом сохранившимися деревьями боярышника, стоял наш грозный Лев. Чтобы как-то привязать в этой «парковой саванне» нужную точку, без навигатора с Googl-ом точно не обойтись. Можно, конечно, популярно на пальцах объяснить, но боюсь как бы в этих попытках кому-нибудь случайно не привиделись неприличные фигуры…  

Лучше показать на карте. Это исключит ошибку и избавит от бесплодных гаданий: в таком «опустыненном» парке (в смысле, почти что превращённом в пустошь), легко заморочиться, если наглядно не представить хотя бы одного ориентира.

Ещё один артефакт советской эпохи — лозунг в скульптуре «Спорт в СССР — достояние масс!» (фото В.Зеленского. 1964 год).

Эту прекрасную метательницу диска тоже выслали из парка подальше, всё по той же причине — она перестала соответствовать современной эстетике. А мы удивляемся, что же это вдруг Россия потеряла лидирующее положение на мировой спортивной арене… 

В закутках Тагилстроевского парка. То ли пирожковая, то ли питьевая точка. А быть может «сказочный детский домик». Дизайн исключительно советской эпохи: стены из досок и фанеры, колонны-кегли из папье-маше (дёшево и сердито).
Июльские выходные 1953 года (из альбома Чернихович).

Повторюсь, я не противник прогресса, но если вам предложат вместо традиционного фонтана невнятную «скульптуру» в виде циклопического термитника (стыдливо именуемого модным словечком — инсталляция), то ревнителем пыльной старины станешь поневоле.

На первом снимке (1968 год, фото В.Зеленского) изображён, брызжущий водяным стеклярусом, фонтан «Каменный цветок» (оставил ли сей «Данила-мастер» свою фамилию для истории неизвестно). Второй снимок, сделанный спустя полвека, представляет нам то же самое место, но уже с учётом экономии воды.

О, вкусы, о, нравы! Нам потомкам пролетариев такое абстрактное искусство непонятно и в душу не ложится. Верните нам фонтан — вожделенное место паломничества суровых десантников и прекрасных школьных выпускниц!

«В парке Ново-Тагильского металлургического комбината». Под таким заголовком в начале 50-х был выставлен в «Тагильском рабочем» фото-этюд корреспондента газеты Н. Бурашникова. Первоначально фонтан в ПКиО металлургов представлял из себя многофигурную композицию из трёх резвящихся детей. Видимо детишки из цемента каким-то образом пришли в негодность и их демонтировали, а тумба какое-то время фонтанировала без них. Пока не поставили «Каменный цветок». Который в свою очередь… 

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото. «Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

А это начало 60-х (из семейного альбома Чернихович). 

Сказка Бажова ещё не окрылила местного скульптора на создание своего «каменного цветка», который вскоре воздвигнут за спиной неразлучных подруг. Пока же из бассейна торчит бетонная тумба с сетью функционирующих водопроводных труб, оставленная в наследство от прежней скульптурной группы.. Фонтан этих лет, конечно, скромен и выглядит несколько куцым, но экономией воды пока никто не озабочен. Тем не менее, — это фонтан!

Особо отметим, что скульптура Ленина (видна вдалеке с распростёртой рукой, мол, «товайищи йабочие, этот пайк для вас, отдых вы заслужили!») уже перенесена (в данном случае) от входа на новое место у моста через Панкратовку.

Комментарий Александра Царенко: — Панкратовка начиналась где-то в районе ЗМК, шла за школой №56, по улице Алапаевская справа от бани, затем в районе кинотеатра «Сталь» вливалась в парк. Где-то в начале 70-тых её закопали в трубы под землю. Сейчас Панкратовка образует в парке прудки, в которых нашли сезонное пристанище дикие утки.

Современный ракурс, хоть и с трудом, но узнаваемый.  Груда булыжников (ой, извините, инсталляция), конечно отвлекает и не даёт сосредоточиться на всех элементах фотографии (горе-мастер, то бишь художник-авангардист, высыпал на площадку уж точно не менее самосвала щебня), но мы всё-таки можем заметить, что нет главной достопримечательности советского парка — В.И. Ленина. 

P.S. Только сейчас уяснил, что дизайнер наш работал вовсе не «от балды»: камни в конусе расположены не хаотично, а строго по замыслу (то есть каждая булыга подогнана в соответствии с художественной задумкой камушек к камушку). О, боже, даже обозначена лента из красного базальта, уходящая спиралью к самой вершине!

Скорее назови свою фамилию, изобретательный ты наш, гений дизайна, дураками не понятый!

Взгляните на это фото! На снимке «термитник» тире «бывший фонтан» упирается прямо в центральные врата стадиона. Это же символ тагильского футбола — международный чемпионский кубок!

Каков фантазёр и выдумщик, этот глубокомысленный художник-чудак! 

27 мая 2019 года.

Опьянённый неожиданным искусствоведческим открытием и снедаемый восторгом, не могу себе отказать рассмотреть сие произведение «подлинного искусства» со всех сторон света (29.05.2019).

Первый снимок  — в сторону стадиона «Уралец». Второй — к центральному входу.

Люди, приезжая к родственникам в Тагил, с удовольствием фотографировались на фоне его достопримечательностей. В Тагилстроевском парке для этих целей часто выбирали фонтан на главной аллее.

1965 год — это триумф «Каменного цветка» (ведь он совсем недавно вырос на месте старой формы).

Из семейного альбома Аминовых.

Не только гостям полюбился фонтан. Хозяева сами были не прочь попозировать у «Каменного цветка» для семейного фото (из альбома Аминовых, июль 1972 года). 

Фото-композиция на память (из личного архива Артура Рябинина, 1984 год).

Конечно, можно было запечатлеться рядом со «Цветком». Или у основания «Цветка». Или сделать сюжет с выглядыванием из-за «Цветка». В общем-то, выбор невелик. Но только слабак ищет лёгких путей! Так что, придётся согласиться, верхом на «Цветке» — самый креативный вариант для оригинального снимка. Правда, именно за этот смелый художественный замысел найдётся немало желающих попенять находчивому фотографу.

«Фу, какое безобразие!» – возмутятся приличные граждане. Причём никто из этих культуртрегеров не вспомнит ни своего детства, ни туристической юности. А там есть, что вспомнить «криминального»! Кто мог в те отроческие годы достойно противостоять неизбывному желанию прикоснуться к музейному артефакту, вопреки табличке «Руками не трогать!» ? Не зря в «Парке советской эпохи» при Тагильском музее изобразительного искусства, рассудили здраво, заранее предположив нашествие «вандалов». Потому специально поставили… пустую тумбу. Чтобы любой желающий мог взгромоздиться на этот постамент и хоть на мгновенье под вспышкой фотоаппарата почувствовать себя памятником. Как говорится и овцы (то бишь выставочные экспонаты) целы и волки сыты.

А теперь сравним баловство рядовых товарищей с тем, что сотворили с фонтаном ответственные лица. Нет, они не залезали скопом на «Каменный цветок», они просто сгрузили на него самосвал щебня. Это уже не проступок, за который мы можем корить праздных шалопаев, это – преступление, которое никак не оправдать…

Центральная аллея современного парка (27.05.2019).

Снимок в направлении выхода из парка от стены летнего кинотеатра и «фонтана» (29.05.2019).

Кто-то уверенно скажет: это Ялта, Пицунда или Минводы. И, конечно же, ошибётся, так как это — тагилстроевский парк.

Кажется этот деревянный дворец назывался «Библиотека» (или в народе — «Читальня»). Столь красивое сооружение находилось в левой боковой аллее от входа. Из себя оно представляло сквозную веранду со входами в обе стороны и в центре. Отчасти это здание дублировало «Игротеку», расположенную у моста (здесь также давали шахматы и шашки). В конце 70-х- начале 80-х случился пожар и заведение, уже довольно редко исполнявшее своё назначение, попросту ликвидировали, сровняв с землёй.

Из семейного альбома Чернихович. 1960 год. 

Это боковая аллея, справа на газоне которой когда-то была расположена читальня (30.05.2019).

Сейчас на этом месте стоит сказочный замок в стиле Диснейленда.  Детям нравится (30.05.2019).

Боковая аллея в сторону центрального входа/выхода (следовательно на этой картинке «читальня» стояла слева). 30.05.2019.

«Бои без правил». 1967 год. 

Но не будем отвлекаться на суровые игры настоящих пацанов – ясно, тут Емельяненко и МакГрегор отдыхают. Обратим внимание на интерьеры позади «бойцов». На этих снимках – «Игротека». Здесь можно было получить совершенно бесплатно на часик-другой шахматы или шашки (и даже… головоломку «Кольца»). Справа виден угол летнего кино-концертного зала.

Как водится, потом разборки, типа: «я-не я» и «Вася-не Вася». Лучше бы заглянули в «Игротеку и сразились в шашки «в Чапая» (игра была такая: шашки белые и чёрные выстраивались, каждый на своём поле, в одну линию и вышибали друг друга при помощи щелчка пальцев или в близком бою тисками из двух шашек; побеждал тот, кто сохранил хотя бы одну последнюю шашечку). 

«Разборщики» из прошлого в споре не замечают, что за спиной за 52 года сменились декорации. Впрочем, как же им заметить, они же — фантомы!

27.05.2019. 

В составленной панораме мы более точно можем представить картину этого места. Левая сторона ограничивается мостом через Панкратовку, правая — концертной площадкой. Панорама (в некотором смысле) осталась неизменна. Если не считать новой конструкции моста и заново возведённой сцены (которые стоят в точности на тех же местах), то не хватает лишь Игротеки и забора вокруг летнего кино-концертного зала (простите, добавлю, и — пропахшего карболкой деревянного туалета за коробкой сцены)…

27.05.2109.

Июль, 1967 год. Тут опять что-то не поделили. Видимо билет на качели «Лодочки».

В этой части детского городка наши «хулиганы» 52 года назад устроили между собой  «потасовку». Правда, тут тогда стояли качели и «драка» за место в очереди (а желающих всегда было не мало) была как-то оправдана. В отличие от сегодняшнего дня, — хоть захотись, — не найдёшь повода для «конфликта» даже в солнечный выходной: никто особенно не торопится покорить горку в виде ржавой ракеты.  

Эта аллея показана с 2-х сторон (30.05.2019).

Знаменитый аттракцион «Лодочки». В парке они занимали достойное место. Вытянувшись в одну линию, «лодочная эскадра» делилась на 3 части: в центре располагались крупные шлюпки, способные выдержать шторм, — для взрослых и крутых пацанов, а по краям — маленькие кораблики, для плаваний в штиль, — для детей и слабонервных девчонок (на данной фотографии мы как раз видим «заплыв» в тихой бухточке).

Надо отметить, — на маленьком пятачке, вдоль Вонючки-Горячки (простите, Панкратовки) между забором и Лениным, было плотно раскидано 6-7 аттракционов! На снимке можно разглядеть три из них: слева (на переднем плане ближе к центру) — «Лошадки» для маленьких, за ними «Карусель» средняя и в правом верхнем углу просматривается крыша большой «Карусели» (правда, это под вопросом). 

Для привязки к местности ориентиром здесь послужит 9-этажный жилой дом Матросова 1а, который мы наблюдаем слева за узорной оградой из чугунного литья.

Фотография из семейного альбома Юдиных. Апрель, 1978 г.

На месте этого городка, на огромном пространстве которого очень скупо раскиданы пара железных горок для детей детсадовского возраста с какими-то игровыми мелочами, в прошлом стояли качели-лодочки. Не стоит спорить о том, что лучше, но «Лодочки» всегда привлекали толпы отдыхающих, чего не скажешь о горках для малышей (за время почти регулярного посещения парка, мной были замечены лишь случайные семейки). 

27 мая 2019 года.

Мало того, на этом месте перед «Лодочками»  в те незапамятные времена дополнительно стояли электрические карусели. Когда площадка крутилась, встроенные кресла в свою очередь вращались вокруг своей оси. Визгу-то детского было!

Июнь 1967 год. Фото Игоря Аминова.

Должен признаться, глупо абсолютно всё валить на неожиданно свалившийся на нас дикий капитализм: тенденция к минимизации обстановки парка и вывода из ассортимента многих парковых услуг началась уже в начале 80-х. Именно тогда начали зреть инерционное мышление и равнодушие ответственных лиц.

Посетитель парка (в моём лице) с кислым выражением скучает в странной песочнице в виде крепости, которую соорудили на месте той самой карусельки (я проверял: эти новые столики со стульями не вращаются). 

1981-1982 год (из семейного альбома Аминовых).  

Фотография сделана в 1957 году на том же самом месте. Как указано в письме Михаила Валентинович Золотухина: «На снимке – мои близкие. Справа мама с моей сестрой, отец, прадед и дед».

Проект «ТР» «Нижнему Тагилу 300 лет. Фотолетопись».

источник: https://tagilka.ru/

А вот те самые лошадки (или пони, кому как угодно; дети считают, что это арабские скакуны).

На крайних снимках за спиной Андрюшки возвышается фантастическая конструкция, в которой фантастического не больше, чем в пирамиде Хеопса.  Это — средние карусели.

Фотография из семейного альбома Аминовых. 1981-82 годов.

Плакать или смеяться? Каким волшебным образом случилось так, что огромная карусель на столько сильно скукожилась? Вы думаете, что я пробежался по парку и произвольно выбрал комичный вариант? Вам придётся смеяться сквозь слёзы: это абсолютно та самая площадка, на которой 30 лет назад скакали «пряничные лошадки». Предлагаю 2 возможных варианта, чтобы найти виновных: это — происки злобного тролля или… Госдепа. Некоторые оптимисты утверждают, что за тридцать с гаком годков усохнуть может… чё угодно. Ладно, пойду успокою детишек, мол, зато бесплатно. Фото Игоря Аминова

Вот наглядный пример «аттракционной плотности» тагилстроевского парка в советские годы. Кто будет спорить, что этот парк в своё время мог конкурировать с городским парком им. Бондина?

Фото из архива Евгения Шалгина. 1971-1974 год.

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото.»Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

Если бы Евгений Шалгин задумал вновь прогуляться с фотоаппаратом в эти самые места, его объектив выдал бы вместо нагромождения аттракционов вот такое запустение (30.05.2019).

 А это наглядный пример «аттракционной плотности» тагилстроевского парка сегодня.

Однако, в интернете в описании парка (кочующего из сайта в сайт; например, https://turizmnt.ru), кроме того, что в парке «в 1990 годы были срублены старые тополя, установлены скамейки и сооружены детские площадки, организована выставка глыб полезных ископаемых», есть такая новость — «обновлены аттракционы». Авторы виртуальной «брошюры» считают аттракционами это убожество или они просто не удосужились проверить на месте, поверив на слово? Если эти хлипкие качельки — аттракционы, то мой «Запорожец» — «Mercedes-Benz».

Впрочем, они так же искренне считают, что в парке «есть несколько скульптур»…

Лично я не нашёл ни одну!

«Радостные» (в кавычках) посетители «обновлённых» (в кавычках) «аттракционов» (тоже в кавычках) «штурмуют» (тоже в кавычках) одинокую карусель.

Страшно подумать, если возникнет ажиотаж.  Очередь растянется на годы: пропускная возможность этой уникальной (без кавычек) карусели за один раз — максимум 5 детей. Последние в очереди успеют постареть.

6 апреля 2019 года.

Аттракцион «Электромобили». Располагался напротив танцплощадки (фото из семейного альбома Чернихович,1990-е).

За этими качелями около трёх десятков лет назад располагался детский «автомобильный парк». Автомобили распродали, гаражи разобрали, осталась пустая площадка. Прекрасная иллюстрация в миниатюре того, что случилось во взрослой промышленности по всей России. Слава богу, в последнее время отечественный автопром подаёт надежды на оптимизм. Может и сюда вернут нечто подобное Lada Priora в детском варианте (6.10.2019).

В книге Васютинского В.Ф. «Хранители старого соболя» мне вдруг попадается этот снимок. Оказывается тагилстроевкий парк обладал и своим «Колесом обозрения»!  

(источник: «Хранители старого соболя». — Свердловск, Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1990, фотограф И. Коверда)

На современном снимке «Колеса обозрения» уже не найти. Реконструкция, блин! Какие-то три богатыря пришли сразиться с кирпичным «Змееем-Горынычем», отрубили ему одну голову, да разбушевавшись, заодно и «Колесо…» свалили. А что, не попадайся под горячую руку…

(фото И.Аминова, 6.10.2019)

Цирк Шапито

Мало кто помнит, а молодое поколение вовсе не знает о тагилстроевском чуде конца 60-х-начала 70-х… — цирке-шапито. Ввиду некоторой обособленности и удалённости Тагилстроевского района, а также непродолжительности существования цирка, незначительное число тагильчан из других уголков города смогли насладиться выступлениями местной цирковой труппы. Тем не менее, это была яркая страница из летописи Тагилстроевского парка.

Очень жалко, что историю цирка-шапито на Тагилстрое приходится собирать на основе только своего хилого архива (в интернете и на официальных страницах я не нашёл даже упоминания о нём).

На этом обычном снимке наша неразлучная компания с щенком и грозным волкодавом дворовой родословной позирует под кронами боярышника. Мы, конечно, не совершаем культпоход в цирк, но за деревьями можно рассмотреть стены этого самого цирка.

Снимок сделан от левой боковой аллеи напротив павильона-читальни (из семейного альбома Аминовых, 1969-70 годы).

Левая боковая аллея. Выставка минералов. 30 мая 2019 года.

В просвете между этими двумя полезно-ископаемыми булыгами поближе к насаждениям в тот далёкий 70-й год и расположилась наша компания для фотографирования.

Приблизительное местоположение цирка-шапито на карте и направление наших объективов (https://2gis.ru/ntagil).

Цирк-шапито появился на Тагилстрое скорее всего благодаря негласной соревновательности между директорами производственных гигантов Нижнего Тагила — Уралвагонзавода и НТМК. Каждый хотел сделать свой район передовым во всех отношениях. И на Тагилстрое и на Вагонке были построены для заводчан уникальные дворцы культуры, а районные парки не знали себе равных. За плечами тогдашнего руководителя УВЗ И.В. Окунева числилось уже немало объектов соцкультбыта, а у относительно молодого директора комбината С.В. Макаева было ещё не так густо. Поэтому понятно, что ему надо было отметить своё правление тоже чем-то значительным. Видимо по этой причине Макаев начал строить в память погибших металлургов — мемориал и для живых — цирк-шапито. Впрочем, это нельзя было бы назвать личной прихотью директоров. Вектор социальной политики, обращённой лицом к народу, в то время был инициирован сверху. В наши дни директор НТМК С.К. Носов открыл на Тагилстрое церковь — Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Это тоже не его личная блажь. Наверху посчитали, что нынче правильней забота о небесном, чем земном и потому предпочли оказывать первейшее внимание культовым сооружениям, а не местам культурного досуга. Что правильно, а что не совсем — не нам судить, а будущим поколениям. В наши дни мы не задумывались о том, что имели и, быть может, не очень берегли то, что делалось для нас. Так и цирк-шапито мы воспринимали как должное. А в не сезонное время для цирка забирались в его святая святых и куролесили, как могли.

Быть может этот флагшток на лужайке вовсе не флагшток, а забытая центральная цирковая шторм-стойка, которую приспособили для флага? По странной случайности флагшток ведь действительно стоит на том же месте, где стояла главная мачта цирка-шапито. После пожара, случившегося от шалостей не слишком благодарных пионеров, шляющихся по парку без дела, на пепелище только и осталось стоять это бревно.

У клоунов каникулы, за них на арене цирка выступает клоун Илюшка.

Из альбома Аминовых. Весна, 1971 год

Если совместить эти обе фотографии разных лет, совпадут только два здания. Это кинотеатр «Сталь» (выглядывающий в левом верхнем углу) и административное здание (в советское время — Администрация тагилстроевского района, а при капитализме — Управление по социальной политике Н.Тагила). Современная картинка пополнилась двумя новыми объектами: это — 9-этажный жилой дом Матросова 1а (построен в 70-х) и торговый центр «Кировский» (открывшийся пару-другую лет назад).

Головокружительные номера на трапеции.

Нет, не говорите нам комплиментов, мне, например, сделать это было, признаюсь, раз плюнуть: я ведь посетил несколько занятий в цирковом кружке. Многие наши друзья и одноклассники состояли в цирковой труппе (только из нашего двора их было трое). 

На фотографии из-за стен цирка выглядывает часть дома с двойным адресом — Металлургов 22-Гастелло 1. Дом был известен Детской музыкальной школой, которая существует до сих пор.

Весна, 1971 год. Из семейного альбома Аминовых.

На современном снимке (6 марта 2019 года) справа просвета уже нет: вместо 2-х этажного дома барачного типа, который там стоял ещё в начале 70-х, прибавился П-образный жилой дом, в котором разместилась стоматологическая поликлиника, базировавшаяся ранее на Попова 12.

А это мы на оркестровой площадке цирка. Настоящий цирк случился бы дома, если бы на это «представление» с вдыханием никотина оказались в тот момент наши отцы.

Да, мы баловались со спичками и курили «Беломор», но не мы «Нероны», сжёгшие Цирк.  История пожара мне известна лишь со сплетен, потому я не буду о ней распространяться (тем более герои мифа живы и здоровы по сей день). Скажу лишь только то, что цирк в отличие от Рима, не был возрождён из пепла…

Танцплощадка. Часть 1-я.

От вальса до твиста, от шейка до  брейка тагилстроевский парк культуры и отдыха предоставлял молодёжи в разное время две танцевальные точки. Первая находилась за стадионом со стороны «южного сектора» на берегу «Горячки»/»Вязовки» (сейчас об этом помнят разве что глубокие пенсионеры). Вторая находилась вблизи центрального входа. Одна представляла из себя основательный крытый павильон, выстроенный в стиле «сталинского ампира» с башенкой на крыше. Другая к архитектуре не имела даже косвенного отношения и выглядела как нечто похожее на загон для скота (изустно танцплощадка так и именовалась – «Загон»). 

P.S. Кроме представленных фотографий, другими не располагаю. Буду благодарен за фото из семейных альбомов, а также за любые уточнения.

Случайный фотозахват Танцплощадки за стадионом в последние годы своего существования (фото Игоря Аминова, 1968 год).

До наших дней танцплощадка 50-х не дожила. Какое-то время она бездействовала, потихоньку зарастая и приходя в негодность. В конце 60-х мы, вездесущие мальчишки, часто околачивались под начинающей ветшать крышей. Мы играли на танцевальном круге в «догонялки» или «ляпы-жмурки», рискуя попасть ногой в узкие провалы в деревянном подгнившем полу.

Наконец администрации парка надоело тратиться на ненадёжные замки, и они разрубили гордиев узел (скорее в  1969-71 годах), демонтировав павильон чуть ли не за день

Вид на стадион и танцплощадку с противоположного берега Вязовки. 6 апреля 2019 года.

Между деревьев у самой воды узкой полоской едва-едва белеет основание танцевальной площадки. Но это фундамент не только «танцевалки», — это фундамент личной жизни многих тагильчан с района.

 Фото Игоря Аминова.

Тут мы видим то, что осталось от танцплощадки 50-60-х годов. Будто заброшенная линия Маннергейма вытаяла из-под снега. А ведь были времена… (фото И.Аминова, 17 марта 2019 года).

Любовь Исаева – Песня о весне

Редчайшая фотография танцплощадки 50-х годов во всей своей красе. В плане здание представляло собой окружность, место для оркестра предусматривалось в центре танцплощадки, танцующие располагались по орбите.

(из архива Октябрины и Олега Гачеговых, источник: https://ok.ru-Тагил.Фото).

Казалось бы, здание не совсем первоочередной необходимости, но оно было выстроено вот таким — слегка помпезным. После войны, именно такое отношение к подобным мирным заведениям дарило настоящую надежду на светлое будущее. Сюда ходили вальсировать металлурги и бывшие фронтовики.

Точно неизвестно, когда была застроено это место, но скорее всего строительство пришлось на 1951-53 годы, когда взялись за возведение Дворца Культуры НТМК. Предполагаю, что к этому причастен тот же творческий коллектив свердловского архитектора В. В. Емельянова (не может быть, чтобы ДК металлургов, не рассматривался в комплексе с близлежащей парковой зоной).

Иосиф Кобзон — И опять во дворе

Местоположение танцплощадки на карте 1962 года (масштаб 1:10 000)

Глядя на эту карту, у меня снова и снова возникает недоумение, — почему танцплощадка, к тому же основательная и роскошная, была возведена на отшибе? Ведь логичней было бы такое грандиозное сооружение поставить в центре парка. Зачем выводить на задворки? Чем руководствовался застройщик, чьё указание выполнял? Какой логике следовали райком с райсоветом? Быть может, в будущем предполагалась более широкая планировка и благоустройство парка вплоть до железнодорожной насыпи?

Или всё-таки причина была в некоторой… деликатности вопроса. Ведь были времена, когда некоторые танцы считались предосудительными и их не рекомендовалось танцевать. Особенно при детях. Не надо думать, что в 50-60-е картина резко изменилась, потому что официальные запреты были сняты. Вход на танцы всё так же допускался только для лиц достигших совершеннолетия. В танцах продолжали находить некоторую неприличность, а само времяпрепровождение на танцах виделось партийным прагматикам несерьёзным и бесцельным, не соответствующим облику строителя коммунизма. Комсомольцы, чувственно зажимающие партнёрш в горячем танго или выделывающие всевозможные «кренделя» в буги-вугах, согласитесь, это могло выглядеть в те времена неподобающим поведением для передовой молодёжи.

Однако, нас могут заподозрить в тенденциозности, если мы будем продолжать в том же духе. Целомудренные заслоны (декларированные особой высокой нравственностью советского человека) под натиском современности, так или иначе, ослабевали и теряли свою пуританскую категоричность. А надо заметить, что произошло это после отстранения постаревшего Хрущёва и приходом к власти в 1964 году более молодого Брежнева. Настали времена чуть раскованнее и демократичнее. Этим вполне можно объяснить  созревшее однажды решение властей перебазировать танцплощадку поближе к центру. Просто, отпала необходимость стыдливо держать её на периферии!

Ирина Бржевская – Танцуем мы

Юноши и девушки, покупайте билеты! уже слышен звук оркестра!.. Нет, это не фантастический роман Стивена Кинга про парк развлечений. Никаких ужасов. Это просто ностальгия…

Фото Александра Иванова

Эдита Пьеха — Зачем снятся сны

Расположение танцплощадки на фото со спутника (https://www.google.ru/maps). Красным кружком отмечено точное место нахождения, некогда существующего здесь танцевального павильона.

Время, когда приблизительно сравняли сооружение с землёй, я уже озвучивал. Период, когда танцзал перестал принимать посетителей, приходится, скорей всего на промежуток где-то между 1964 и 1967 годами. Именно в этом временном отрезке потеряли свои позиции и потерпели полное фиаско моралисты и партийные догматики.

Сорванная плотина привела к ошеломляющей популярности у молодёжи твиста. Помню, как старшая сестра с подружками разучивали этот «идеологически враждебный» танец под «Чёрного кота».

Тамара Миансарова — Чёрный кот

В 1967 году вышел фильм Леонида Гайдая  «Кавказская пленница».  Он и поставил жирную эстетическую точку в битве над косностью. То, что это была комедия, лишь подчеркнуло бессмысленность всяких потуг контролировать культурные потребности граждан запретами. Помните? —  «Это же вам не лезгинка, а твист! Показываю всё сначала: носком правой ноги вы давите окурок, второй окурок давите носком левой ноги, а теперь оба окурка — вместе!»…  

А зажигательный танец на камне «комсомолки и спортсменки» Натальи Варлей? Это же классный видео-урок.

Аида Ведищева — Про медведей

Кто скажет, что  тагильчанки, — скромные красавицы из провинции, — уступали столичным модницам? Или современные танцевальные веяния не коснулись их изящных ножек? Помню, наших старших сестриц, кружащихся в вальсе, и с той же грациозностью танцующих твист…

Муслим Магомаев — Королева Красоты

Нынче здесь безмолвие. Вместо молодёжи 60-х, устраивающих разборки, вплоть до применения наборных финок, сейчас тут нашли место немногочисленные рыбачки (кто скажет, из чего состоит их улов?), да пара-другая немногословных влюблённых (им всё и без слов понятно). Но тишина обманчива. Прислушайтесь…

Эдуард Хиль — Я очень рад

Подход к танцплощадке со стороны парка и со стороны главного входа на стадион. Представить невозможно, сколько сердечных волнений испытали юноши и девушки на этих тропинках в уповании встреч с любимыми на танцевальном вечере…

Вадим Мулерман — Случайность

Всё меняется. В том числе то, как мы проводим свой досуг. Согласен, сегодня никто не вальсирует и забыт твист. Но здание тут при чём? Разве нельзя было открыть тут дискотеку или кафе? Вид-то, какой! А аура прошлого?..

25 мая 2019 года. Фото И.Аминова.

Лариса Мондрус — Милый мой фантазер

На этой фотографии слились воедино – остов танцплощадки, стадион и храм Сергия Радонежского (купола церкви выглядывают из-за стен стадиона). Человек с более романтическим складом ума и приверженностью к метафизике найдёт здесь много символичного и распишет это случайное совпадение на десяток страниц. Я буду скромнее и обойдусь без примет и знаков, ограничившись банальной констатацией: фундамент — стадион — купола храма. Фото И. Аминова. 6 апреля 2019 года.

А в динамиках – твист!

Эдита Пьеха – Манжерок

Вросли в землю и заросли репейником руины танцплощадки. Но, именно здесь с робких парных танцев зарождалась любовь наших родителей, а после наших старших братьев и сестёр. Будь моя воля, я бы поставил здесь памятную стелу или, на худой конец, табличку в память от благодарных потомков.

 Валерий Ободзинский — Эти глаза напротив

Милые тагильчанки… Кого они сведут с ума? Пока мы этого не знаем…

Вадим Мулерман — А девчонка та проказница

Многое забылось. Но ступеньки… По ним память вновь и вновь возвращает нас в прошлое.

Фото Игоря Аминова. 25 мая 2019 года.

Эдита Пьеха – Город детства

Танцплощадка. Часть 2-я.

Да, заранее соглашусь, тема, которой здесь уделено мной столько внимания, не совсем вписывается в серьёзные краеведческие рамки. Но так рассуждать, если только не принимать к сведению само понимание важности танцев, как неотъемлемой части нашей жизни. Многие сегодня видят в танцплощадке или дискотеке что-то сиюминутное и даже примитивное. Как один из элементов досуга, бесхитростно скрашивающих наши будни. Мы погодя можем вспомнить какие-то моменты, связанные с «танцульками», но без зацикливания и дополнительного облагораживания. Но вряд ли мы будем так пренебрежительны, если подойдём к вопросу философски. Возьмём, к примеру, хотя бы хороводы патриархальной старины. В них был заложен вековой смысл зарождения семьи. На хороводах вчерашние «оболтусы» и «прыщавые девицы» приобретали взрослый статус. Они получали главное право взрослой жизни выбирать себе суженого — суженую. Танцплощадка – это некое наследие вечного хоровода. Статистика тут вывела бы определённо высокий процент знакомств, приведших к свадьбе. Как видите, с учётом этих параллелей уже вряд ли кто-то будет чересчур ироничен. Но это так, к слову. Я не этого конкретно добивался. Я затеял эту тему, чтобы просто спровоцировать у людей воспоминания под неким приятным ностальгическим флёром. А детям рассказать о себе, когда мы были такими же молодыми, как они …

Итак, от танцпавильона 50-х плавно «танцуем» в другую часть тагилстроевского парка к танцплощадке 70-х, которую в среде молодёжи с любовью и нежностью окрестили «Загоном». Так она выглядела в 1972 году изнутри (снаружи она выглядела не более оригинальней) … На фотографии запечатлён перерыв между «быстрым» (так в советское время официально рекомендовалось называть «буржуазный» танец рок-н-ролл, а точнее его модификацию, под названием шейк) и «медленным» танцем. Процесс танцевального вечера проходил в виде чередования «шейка» и «танго» (вальс уже никто из молодых не танцевал, да никто и не умел). Надо заметить, что на сей момент контингент танцплощадки резко помолодел. Уже наоборот считалось неприличным ходить на танцы, перешагнувшим 18-летний рубеж. Остатки духа, который царил на танцплощадке конца 60-х, переместился в рестораны и кафе. Старшие могли уже заплатить за столик, а нам приходилось «сшибать» мелочь 30 копеек, чтобы оказаться в вожделенном «загоне».

«Поющие гитары» — Цыганочка

«Аракс» — Мемуары

Метаморфозу этого перехода можно наблюдать по фильмам «Начало» (1969) и «Афоня» (1975), в которых очень хорошо показана уходящая атмосфера танцплощадки конца 60-х с перетеканием в 70-е. Как доживала последние деньки «взрослая» танцплощадка очень артистично представил наш любимый актёр Леонид Куравлёв.

Тут как раз показан момент адресной «танцевальной дискриминации» тех кому за 30 (всем, кому среди сопляков чувствовалось уже неуютно, был предоставлен свободный доступ в «загон» в дневное время).

На фотографии  мы видим эту попытку старших тряхнуть молодостью. По всей видимости, сейчас для них играет «шейк». Ишь, как выкаблучивают, любо-дорого посмотреть! Эх, где мои 17 лет?..
(источник фото: https://ok.ru-Тагил.Фото.»Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

Виртуальное местонахождение «второй версии» танцплощадки у Центрального входа в парк на съёмке со спутника в 3D-варианте (2017, https://www.google.ru/maps). 

Так и слышу, словно наяву: «Аэропорт, аэропорт – ночное зарево огней. Лечу за борт, лечу за борт к любви моей, любви своей»…

«Ариэль» – Аэропорт – ночное зарево огней

А так она располагалась бы на топографических картах 1970-х (слева) и 2020 (справа) годов, если бы картографам была поставлена задача определить её координаты. Увы, сработанная плотниками на скорую руку, неказистая площадка (макет в центре) не тот объект, который достоин отображения для ориентировки. Поэтому вы не найдёте её ни на одной городской (даже мелкомасштабной) карте. Я решил исправить этот пробел и самолично отметил местоположение танцплощадки на старой районной карте и заодно для сравнения – на современной GIS-овской. 

Танцплощадка (как вы уже поняли, — это серый квадратик) находилась слева от центрального входа (на картинке – справа) метрах в 30-40 по аллее вдоль забора у изгиба улицы Металлургов в районе между школой №5 (нынче храм Сергия Радонежского) и кинотеатром «Сталь» (нынче – продуктовый магазин «Монетка»). Кому-то эта столь скрупулёзная работа может показаться никчемной «мышиной вознёй», но для тех, кто нашёл свою судьбу на тагилстроевской танцплощадке (например, как ваш покорный слуга), это не воспримется бесполезной тратой времени. 

… Сейчас грохнет «Помню, в детстве я слушал у огня певучий бабушкин рассказ о добрых молодцах и красных девицах…» или «Шизгара, ё бэби, шизгара, ай эм ё винос, ай эм ё файя…» и все сорвутся с места в галоп и всё закрутится. А быть может мой одноклассник и друг Валера Агафонов, объявит белый танец и запоёт с надрывом: «Для меня нет тебя прекрасней, но ловлю я твой взор напрасно…» или «Естэдэй, элл майтроблес соу фар эвэй… О, естэдэй!..»

«Поющие гитары» — Песня о добрых молодцах и красных девицах

А так танцплощадка выглядела с фасада в нашу бытность: площадка приблизительно метров 20х30, окружённая деревянным штакетником чуть выше человеческого роста, касса для продажи билетов у входа и в противоположной стороне — типовая акустическая «ракушка» для вокально-инструментального ансамбля (современная реконструкция). 

Смотрю на эту рукодельную модель и кажется мне, что доносятся до меня какие-то слова… «Вечер опустился на город небольшой, С девушкой любимой на танцы я пришёл. Музыка играла, и кто-то танцевал, Лишь только я один у стены стоял. Стоп, стоп, люди, остановите этот ритм, Стоп, стоп, музыка, танцует девушка с другим. Ах, этот ритм, ну зачем же он звучит, Если он меня с любимой разлучит»…

«Весёлые Ритмы» — Стоп стоп музыка

Танцплощадку обслуживал безымянный ансамбль из самоучек-любителей. Уровень и качество их игры, конечно, оставляли желать лучшего, но этого вполне хватало для проведения танцевальных вечеров. Оговорюсь, я не придаю этому факту пренебрежительного оттенка. Уровень подобных мероприятий не требовал академических навыков. Да было бы и смешно, если бы на танцы обязывалось приглашать симфонический оркестр. 

Надо заметить, что для настоящих музыкантов игра на танцах никогда не являлась постыдным занятием. Многие корифеи прошли эту школу. Достаточно назвать всемирно известных «Битлз» или «Роллинг Стоунз». Они не заканчивали консерваторий и не умели читать нот. Всему учились на коленке. Этот список можно продолжать фактически бесконечно. 

А уж что касается отечественных аутсайдеров, — они все оттачивали своё мастерство через банальную игру на танцах. Быть может и для наших героев танцевальные экскурсы могли бы стать кузницей кадров? Так что, я бы однозначно занёс вопрос о профессионализме в число чисто риторических и не стал бы зацикливаться на статусе паркового ансамбля. Жизнь для них только начиналась. Парни играли с душой, с полной отдачей, не формально. Что ещё нужно? Кого нужно тут оправдывать? Всем было весело, а мы не утруждали себя погруженьем в философские дебри. 

Репертуар ансамбля состоял в основном из залитованных эстрадных песен. Но «под сурдинку» ребята, исполняли иногда песни собственного сочинения или русскоязычные варианты зарубежных хитов (что не рекомендовалось категорически), выдавая их за песни советских композиторов. А под занавес (когда танцплощадку покидала кассирша, выполняющая вдобавок и роль негласного куратора) даже западные «песняки» на языке оригинала. Могу вспомнить Slade, Deep Purple… и Beatles, конечно. 

Почему-то ярко запомнился случай, когда ребята особенно заигрались и выдали юмористический рок-номер неизвестного происхождения «Кис-кис, мяу!» Музыкальная безделушка, конечно, но с каким весельем и восторгом молодёжь отплясывала под неё. Это стоило того, чтобы на годы врезаться в память! Участники ансамбля выросли в рабочем районе в не совсем благополучных дворах, они знали вкусы и запросы своих сверстников. Они не стали снобами и разделяли те же самые музыкальные пристрастия, что их товарищи. Они учились на ходу, испытывая горячую потребность делать творчество и познавать мир искусства. 

Мне довелось хорошо знать троих из них (учились вместе в 56-й школе, а с вокалистом и гитаристом Валерой Агафоновым не только оказались в одном классе, но и дружили; к тому же проживали по соседству)… 

На Валере Агафонове (на фото он в центре), можно было бы остановиться более подробно. То, что он был весьма неординарен в быту, это особый разговор (пусть земля ему будет пухом). Главное, он относился исключительно к творческим личностям. Помимо того, что Валера самостоятельно освоил гитару, барабаны (и, кажется, аккордеон), он писал собственные песни. У меня были записаны эти опыты на магнитную ленту, но в наш век стремительных электронно-технологических пертурбаций, сначала плёнки стали негодны к воспроизведению, а затем и вовсе из-за частых переездов сгинули…

«Поющие гитары» – Толстый Карлсон

Был ещё один «рабочий коллектив» из музыкантов постарше. Но они чаще работали на так называемых «Осенних балах» в помещении ДК НТМК. Возможно, некоторые являлись участниками дворцовой гордости ВИА «Ровесники» (у которых и статус был повыше и возможности пошире). Однако, тут я бессилен утверждать что-то наверняка. Помню только молоденького вокалиста, который был в большом почёте у девчонок (впрочем, пел он действительно неплохо).

«Поющие гитары» — Для меня нет тебя прекрасней

Мечталось ли ребятам карьера в составе тех самых «Ровесников» или дорога им туда изначально была заказана по причине их профессионального несоответствия. Наверное, вряд ли они отказались бы от этого, представься им такая возможность. Но, эти мальчишки, как я уже сказал, были ой-как далеки от профессионализма. Соответственно их роль ограничивалась задачей быть на подхвате всего лишь в обслуживании танцевальных вечеров (видимо так считала администрация дворца, что в этом случае вполне сгодятся любители). 

Другое дело «Ровесники» с Виктором Фастом! Это были небожители местного бомонда. Конечно, ведь они создавались для престижа. Им и условия и цели были поставлены другие: представлять Нижний Тагил в столице, да во всевозможных фестивалях. С ними, что ли меряться, какому-то полушкольному музыкальному коллективу? Однако, так ли уж много давала «Ровесникам» казённая униформа. За это приходилось платить особой ценой. «Ровесники» и Фаст воспринималась местной молодёжью на уровне провинциальных копий «Самоцветов» и Лещенко. Или чаще не воспринимались никак (я, например, услышал, о какой-то реальной эпизодической вспышке интереса, кажется только в конце 80-х, когда они с триумфом выступили на телеконкурсе, то ли «Юность комсомольская моя» то ли «Песня года»). Да, отчасти местячковый патриотизм возбуждал какое-то любопытство к этому ВИА, но и только. Из их репертуара (даже лауреатского) никто не смог бы тогда назвать ничего, а тем более, вспомнить сегодня. Действительно, другого (кроме, так называемого «высоко-идейного» патриотически пафосного) на публику они почти не пели. Не принято было. 

Так что не могли они порадовать народ какими-то новыми музыкальными находками. Перепевали спущенное сверху, зеркально копировали приглаженные ВИА-образцы, и этим довольствовались. По моему мнению, это вряд ли достойная роль, о которой мечтает настоящий музыкант. 

Такое положение тагильского ВИА-авангарда тем более выглядело несуразным, что был уже расцвет 70-х, когда рядом в Челябинске заявил о себе «Ариэль». А наши «Ровесники» как будто остановились в развитии (даже в перестроечные времена они продолжали петь фактически то же самое). 

А жаль, они вполне могли бы конкурировать с любыми столпами советской ВИА-эстрады (ведь у них в активе уже числился виниловый миньон с 4-мя песнями). Осталось только за малым — подкорректировать репертуар (уверен, что у них в ящике стола хранились собственные заготовки). 

Зато любительская команда была более вольна, чтобы петь то, что хотелось. Поэтому на магнитофонах подростков были записаны их песни, а не песни «Ровесников».

На представленном снимке ребята сфотографированы у Дворца культуры НТМК, со двора (1973-1975). Перед танцами? Наверное…

Возможно, мнилось им в этом момент, что они уж точно достигнут таких же высот, как подобный челябинский коллектив под названием  «Ариэль». Может не случайно Валера парит над асфальтом, как герой научно-фантастического романа Александра Беляева — Ариэль?

Ариэль – Зимы и вёсны

Специально не стал реставрировать старую фотографию, чтобы подчеркнуть дуновение времени….

Между этими двумя узорными качельками располагалась в 70-х танцплощадка нашей молодости (фото: 27 мая 2019). 

Законами жанра не возбраняется слегка присочинить. Под кулисы я воспользуюсь этой возможностью и пофантазирую. Звучать это будет примерно так… 

…Как-то я снова оказался в парке на том же самом месте. На качелях тусовались (как сейчас принято говорить) несколько уж очень юных мальчишек и девчонок. Они резвились, а из блютус-колонки (портативная аудио система) звучала песенка в непривычном для меня стиле. Я прислушался. В припеве задорно пелось-выговаривалось: «до встречи на танцполе, там все играют роли…». Я стоял в сторонке, и мне было грустно. Гораздо грустнее того случая, когда ко мне впервые применили обращение «батя». Только сейчас я по-настоящему и окончательно осознал, как я безнадёжно постарел (как будто бывает в этом случае надежда)… 

А песенка мне понравилась…

Gayazov$ Brother$ — До встречи на танцполе

Стадионы

Спортивная площадка, преобразованная в будущем в стадион «Уралец», появилась фактически одновременно с началом интенсивного строительства Ново-Тагильского металлургического завода. По крайней мере, доподлинно известно, что в 1939 году именно на базе уже существующего «Уральца» появилась одноимённая команда.

Центральный вход в парк. 25.07.2019. Фото Игоря Аминова.

Мотогонки на льду (1957). НТГИА. Коллекция фотодокументов. Оп.1ФА.Д.17.Л.8.

Областные соревнования легкоатлетов (1981) НТГИА. Коллекция фотодокументов. Оп.1Н1.Д.1747.

Советский спорт всегда был впереди планеты всей! Что хоккей, что футбол, что… литробол… Гордость рабочего класса — металлурги, после трудовой вахты на отдыхе. У главного входа на стадион. «Центральному нападающему» бригада доверила важнейший спортивный снаряд команды — бутылку «Русской» 

(конец 70-х, из альбома В.Чернихович).

Торжественное посвящение в рабочий класс выпускников ПТУ в День металлургов (скан из буклета НТМК, 1992, Внешторгиздат. Изд. 4000166Э).

Футбольный матч (фото: ntagil.bezformata.com).

Стадион Уралец.

Фотография (из архива Евгения Шалгина) датирована 1971-1974 годами, но скорее всего снимок сделан гораздо раньше. Так как даже в конце 60-х стадион уже был «ограждён» трибунами по всему кругу. Скорее всего это середина 60-х, когда строительство только близится к завершению. К тому же мы не видим танцплощадки, которая находилась как раз с недостроенной стороны (её ещё не соорудили? или она скрыта от глаз за густой рощицей в правом углу?). Пожалуйста, скажите своё слово, старожилы и заядлые тагилстроевские болельщики. 

(источник: https://ok.ru-Тагил.Фото.»Тагильский рабочий»…сквозняки времени)

Современный ракурс стадиона «Уралец». Стены стадиона давно сомкнулись (наверное даже успели основательно обновиться). Танцплощадки так же нет, но уже потому, что она своё отжила. Справа в основании огромных тополей (не те ли это тополя, что мы наблюдали на фотографии у Е.Шалгина?) при многократном увеличении можно разглядеть фундамент на котором она стояла.

17 марта 2019 года.

Данная фотография сделана с Парашютной вышки в 1969 году (чёрная линия рассекающая изображение надвое это не дефект печати, это страховочный линь, используемый при прыжках с парашютом отважных любителей).

Эту фотографию можно считать счастливой случайностью даже для тех лет (на ней изображён хоккейный корт, построенный рядом со стадионом «Уралец»), так как вскоре корт сгорел и его уже никто не пытался восстановить (если я ошибаюсь, поправьте).

Примечание: За стадионом белеет овал в центре которого можно рассмотреть фонтан «Каменный цветок».

Фото Игоря Аминова. Май, 1969 года.  

Современный снимок (6.04.2019) стадиона «Уралец» со стороны «Томбы» и Вязовки.
Стрелкой указано место, на котором когда-то соседствовал со стадионом хоккейный каток. Сегодня там… автомойка (нет, не багги и картов и даже не гоночных болидов, а частного транспорта). Одно успокаивает, что в «Rich House», цена вопроса всего 400 рублей, клиенты довольны. А то, что по количеству крытых хоккейных кортов Россия в разы уступает США это разве существенно?

Местоположение запасного поля и хоккейного корта на фото со спутника (https://www.google.ru/maps). Корта (как уже говорилось давно не существует), а вот поле эксплуатируется футбольным клубом поныне.

Бассейн

В конце 60-х на территории парка был построен плавательный бассейн. В конце концов мы должны были выйти из фонтана на более широкие просторы. Наверное не было на Тагилстрое ребёнка, который хоть бы разок не искупался в фонтане и не был позднее, как уже вполне сложившийся морально Ихтиандр, записан в бассейн. 

Парашютная вышка

Парашютная вышка. История пока не найдена. Сколько себя помню, она уже подпирала небо над Тагилстроем.

P.S. Кроме представленных фотографий, другими не располагаю. Буду благодарен за фото из семейных альбомов, а также за любые уточнения.

1968 год. Снимок на «Томбе». Вдалеке видна Парашютная вышка. Мальчишками мы лазили на неё, преодолевая окольным путём запечатанный люк. В мою сознательную бытность я лишь однажды был свидетелем прыжков. Видимо по причине того, что Чкалов перестал быть кумиром нового поколения, и вышка круглый год стояла в бездействии, власти решили демонтировать её от греха подальше. Точно не скажу, но, наверное, это случилось к концу 70-х.

2019 год. На современной фотографии рядом с высоковольтной опорой — пустое пространство. Будто рассеялся туман и оказалось, что это был мираж. Грустно господа-товарищи…

1971 год. Брат Илья стоит на первой секции вышки, от земли метров так в пяти. Почему-то я не вижу у него брезентовых ремней парашютного ранца.

2019 год. Парашютная вышка когда-то стояла на месте центрального корпуса.

Не из того ли это металла поставили эти скучные коробки?  Афера с «Эйфелевой башней» уровня провинциального «Мухосранска»… 

Фото со стороны «Томбы» и Вязовки (6.04.2019)

Местоположение парашютной вышки на карте.

1971 год. Снимок сделан рядом с парашютной вышкой (она стоит слева поближе к фотографу). Сзади наших фигур слева виден спортивный тир (в который водили со всех школ учеников для стрельбы из мелкашки для сдачи военного дела), а справа выглядывает краешек местной Поликлиники №2.

2019 год. Тира нет, поликлиники нет, наши тени тем более не оставили след. 

…Только тени брошенных производственных помещений неизвестного профиля неприкаянно вытянулись на асфальте.

6 апреля 2019 года.

«Томба»

На плане периметр ПКиО Металлургов был более-менее очерчен. Но это по документам и только для взрослых. Для нас – детей металлургов – территория парка имела другие пределы.

Эти границы, и без того условные, в полосе соприкосновения с промзоной вообще теряли всякую строгость. Тут край Тагилстроевского парка плавно расширялся до ж/д полотна. В своей неуёмной жажде к выдумкам и играм, мы находили продолжением парка даже низину за железной дорогой у ДОКа, затопляемую весной паводковыми водами. И уж тем более в сферу наших детских интересов входили искусственные прудки, речка, широкое холмистое бесхозное поле и ограничивающее его странное промышленное сооружение, неизвестного для нас назначения.

Таким образом, картина истории ПКиО жителей Тагислстроя не будет полной, если мы оставим без внимания все эти перечисленные достопримечательные места и своеобразные бесплатные аттракционы. 

Итак, первое — это «Томба».   

«Томба», 1968 год

«Томба» — так мы прозвали это сооружение в виде застывшего железнодорожного состава, которое подарило нам в детстве кучу ярких впечатлений.

Почему «томба», что за слово возникло в наших детских головах (конечно, мы не знали, что есть такая река в Мурманской области или так называются сплетённые в канат стропы, и уж тем более нам невдомёк было, что это нечто из древнехристианского, обозначающего возвышение, на которое что-то возлагается) — это выпало с годами из памяти. Объяснение одно из двух — либо мы ассоциировали это слово с чем то очень большим, либо это перековерканное слово «тумба».  

На современной карте «Томба» значится как «руины». Я до сих пор не знаю наверняка, какую роль для НТМК играла это характерная постройка в виде полой трубы квадратного сечения. Видимо, это была воздухозаборная магистраль, предназначенная  для подсоса воздуха в мартеновские печи или в кислородный цех для производства жидкого кислорода (но это всё мои домыслы). В детстве мы эти вопросами себя не отягощали, умудряясь выжимать из неё то, что взрослые не могли себе даже представить. На плоской крыше «Томбы», покрытой гудроном, мы устраивали воинские баталии, предавались нескучным мечтам. А зимой  совершали с неё головокружительные прыжки: только самые отчаянные могли прыгнуть с самой высокой точки (5-7 метров от земли) под названием «Мыс Страха», прямо над надписью КПСС. Внутренности «Томбы» мы тоже активно использовали, как только вход в неё остался без замка. Это было увлекательная экспедиция: в полной темноте на ощупь были исследованы все 200-300 метров  (на бетонной стене, наверное, до сих пор хранятся наши фамилии, написанные мелом, как первооткрывателей). Не могли мы пройти и мимо того, чтобы испытать себя на стойкость к темноте: каждый должен был пройти этот ужасный путь в одиночестве под угрожающий гул неясного происхождения раздающийся из утробы трубы: по очереди один должен был оставить в конце тоннеля оловянного солдатика, а другой его вернуть обратно.

«Томба» на современной карте.

 От ПКиО сегодня «Томба» отделена довольно широким водным пространством. Но в 60-70-е Вязовка (это название в детстве нам знакомо не было) состояла из двух маленьких прудков, соединяющихся неказистой речкой, в простонародье именующейся Горячкой (из-за повышенной температуры воды; речка не замерзала даже зимой) или Вонючкой (из-за мазутных берегов в результате сброса технических вод с НТМК). Поле со сложным рельефом между речкой и «Томбой» служило весёлым компаниям столом и кровом для распития спиртных напитков вдали от милиции, а нам давала возможность быть свободными от родительского контроля. 

На данном изображении в этом месте в прошлом вообще не было озера: у самого берега протекала речка шириной метра 2-3, а далее было неровное холмистое поле.

Так сегодня (17.03.2019) выглядят руины «Томбы» изнутри. Стены испещрены граффити, матерными напутствиями и автографами, типа «Здесь были Ося и Киса». Но первыми здесь отметились мы с пацанами: ищите наши подписи полувековой давности в конце тоннеля. Я оказался не тем храбрецом, каким был в детстве и не рискнул углубиться дальше 3-х метров, чтобы задокументировать то самое эпохальное событие прошлого. Надеюсь, потомки когда-нибудь вырубят этот кусок с «манускриптом» по примеру Берлинской стены и поместят в музей.

1968 год, весна. Опасная прогулка по замёрзшему озерку, которое в те годы представляло собой левую половинку Вязовки, разделённой земляным валом.

Рыцарские ристалища. 1968 год.

Постарели рыцари. Заржавели доспехи. Заросли бурьяном площадки турнирных сражений. Только тени героев продолжают свои бесконечные весёлые утехи. 6 апреля 2019 год.

Почувствовать себя камикадзе. В результате – вывих лодыжки. Прыжок с «Томбы». 1969

1968. Смертельная схватка на на краю «Томбы». Неужели победит Мориарти — человек без лица? 

Эта старая фотография примечательна тем, что  на ней сохранились изображения Парашютной вышки и Танцплощадки, действовавшей в 50-х-начале 60-х за стадионом .

На современном снимке эти два объекта исчезли, как будто их никогда и не было. Хотя… фундамент танцплощадки слегка белеет справа высоковольтной опоры за озером между зарослей. 6 апреля 2019 год.

Фасад главного корпуса «Томбы». За зданием ж/д насыпь. 17 марта 2019.

Фото со стороны входа в «Томбу». Вдалеке (впрочем, не так уж далеко) просматривается улица Металлургов. Справа  — угол стадиона «Уралец».

Головная оконечность «Томбы» (17.03.2019)

Прогулка по «Томбе» в ясный апрельский день (6.04.2019). 

Как бы не длинна была «Томба» нашего детства, но мы неизменно подходим к повороту, за которым начинается… взрослая жизнь. 

Словно броненосец на запасном пути…

1969-2019. 50 лет без человека.

Ещё немного и «Томба» бесследно исчезнет в непроходимых зарослях гигантских секвой, могучих баобабов и вездесущих лиан, как какой-нибудь древний храм Махендрапарвата, затерянный в джунглях Камбоджи.

«ДОК»

«ДОК» (точнее узкая полоска между железнодорожной насыпью и дерево-обрабатывающим комбинатом) — это крайний форпост Парка Культуры и Отдыха детей металлургов. Это граница парка и промышленной зоны.

«ДОК» располагался как раз напротив головной оконечности «Томбы». Стоило перевалить через насыпь и ты уже в доке, где на стапелях стоят готовые к плаванью, — не плоты из шпал, нет! — корабли.

Море образовывалось в результате таяния снега весной, когда водой заполнялись естественные ямы, впадины и низины. Пацаны со всего района быстро осваивали природные «катаклизмы» в своих интересах. Это было бесплатно, а главное щекотало нервы покруче всякого аттракциона: сколько ребят получили ремня, когда возвращались домой промокшими до нитки.  

Меня могут упрекнуть в излишней фантазии и перегибе. Мол, «Томба» (с натяжкой, конечно) куда ни шло, её хоть из парка видно, но ДОК… А если я скажу, что на этой «нейтральной полосе», долгие годы стояли жилые домики этих самых металлургов, что вы ответите? Раньше они ходили через насыпь мимо «Томбы» в парк (это было в 2-х шагах), а в конце 60-х мы бегали по обратному маршруту. Так что одно втекало в другое и обратно.

Мальчишки с нашего двора вышли на морские просторы. Фото сделано с железнодорожной насыпи весной 1969 года.

ДОК (Дерево-обрабатывающий комбинат) и место под ж/д насыпью на котором полвека назад располагались наши доки, порты, и пристани. Фиорды, бухты и заливы.

6 апреля 2019 года.

На рейде. Распутица 1969 года.

P.S. Вопрос с дымящимися трубами остаётся открытым (на современной картинке, не то что дыма, их самих нет). Либо надо сменить точку фотографирования. Либо дымящиеся трубы НТМК им. В.И.Ленина перестали дымить в Евразхолдинге, по той же самой причине по которой тысячи предприятий приказали долго жить по всей России. 

Прогулявшись снова в район ДОКа, я убедился, что ракурс выбран был правильно и с ориентированием на местности у меня всё в порядке. С любой точки горизонт в сторону НТМК чист. И теперь остаётся, как говорится, найти лишь 11 различий между двумя изображениями (именно столько мартеновских труб было подорвано направленным, контролируемым взрывом).

30 мая 2019 года.

«Врагу не сдаётся наш гордый Илья. Пощады мой брат не желает!»

В центре — собственной персоной — штурман сайта. Вдалеке (в одних трусах) выжимает штаны капитан поверженной эскадры.

Цусима Нижнего Тагила. 1969 год.

Яндекс.Метрика